NV Премиум

Про эти рейсы знают максимум десятеро. Как мировые лидеры ездят в Киев, что едят в дороге и как себя ведут

События

28 октября 2022, 09:37

Дмитрий Безручко, начальник управления транспортного планирования Укрзализныци, рассказал НВ, как сейчас проходят поездки мировых лидеров в Киев и какие внештатные ситуации иногда случаются во время таких визитов

За считанные дни до начала полномасштабного российского вторжения мировые авиакомпании отменили рейсы в Украину и вывели свои самолеты. А с 24 февраля из-за боевых действий и ракетной угрозы со стороны России авиаперелеты в Украине полностью прекратились.

С тех пор воюющая страна для транспортировки и перевозки беженцев, гуманитарной помощи и вооружения полностью рассчитывает на свою наземную транспортную систему, в том числе железную дорогу. Таким образом силами национального перевозчика Укрзализныця из опасных районов страны было эвакуировано почти 4 млн человек, из которых 1 млн — это дети, а вместе с ними еще 112 тыс. домашних питомцев.

В то же время официальный Киев нуждался в сильной поддержке иностранных союзников. И тогда Укрзализныця взялась еще и за перевозку в украинскую столицу западных президентов и премьеров. Железнодорожные рейсы с иностранными делегациями получили название Железная дипломатия.

Так, 15 марта состоялся первый визит иностранных лидеров с начала великой войны. Тогда в Киев приехали польский премьер Матеуш Моравецкий, польский вице-премьер Ярослав Качиньский, премьер Чехии Петр Фиала и тогдашний глава словенского правительства Янез Янша.

С тех пор Укрзализныця совершила около 200 рейсов с иностранными чиновниками, а ее пассажирами были Энтони Блинкен, Борис Джонсон, Эммануэль Макрон, а также успешные бизнесмены и знаменитости, такие как Ричард Брэнсон, Анджелина Джоли, легендарные Боно и Эдж из U2.

О том, как именно в военный период совершаются поездки западных вип-персон в Киев, НВ расспросил Дмитрия Безручко, начальника управления транспортного планирования пассажирской компании Укрзализныци.

— Чей визит для Укрзализныци был самым тяжелым?

— Самым тяжелым визитом можно назвать первый, ведь тогда вся концепция Железной дипломатии еще только формировалась — мы должны были за несколько часов проложить рейс, подготовить вагоны, организовать посадку и высадку в зарежимленной зоне. Некоторые вещи обсуждали со спецслужбами уже прямо на борту. Если помните, первым рейсом прибыли премьеры сразу трех стран, то есть на борту нужно было обеспечить координацию польских, словенских и чешских спецслужб с украинскими. Этот рейс, как и вообще большинство дипломатических визитов военного периода, был совершенно секретный, вокруг Киева еще продолжались боевые действия, поэтому мы не разглашали ни слова до момента, когда делегации уже попали в объектив камер рядом с президентом. В самой железной дороге о рейсе и действующих лицах на борту всегда знает максимум десятеро человек.

Четкий график и безопасность таких рейсов являются приоритетом: диспетчер «ведет» дипломатические поезда от точки А до точки Б, маршрут и скорость могут оперативно корректироваться в зависимости от обстоятельств, на борту обычно полная светомаскировка и четко установленный порядок расположения персонала.

— Присылают ли офисы мировых лидеров их райдеры для УЗ, какие там требования? Какая просьба была самой экзотической?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

— Мы быстро поняли, что проводим на борту с высокими гостями иногда в десять раз больше времени, чем даже президент. Более того, перед нами стоит задача сформировать первое впечатление гостя об Украине и последними пожать ему руку, когда он покидает наши границы. Поэтому железная дорога стала больше, чем транспортом: это первый эшелон межгосударственной дипломатии.

Поэтому первое, на чем мы сделали упор, это сервис и забота. Наших гостей встречают англоязычные железнодорожники, персонализированные открытки, коллекция бесплатных книг украинских и международных издательств, пресса и кино по желанию.

Райдеры относительно питания нам присылают крайне редко, но там еще никогда не было чего-то экстраординарного. На самом деле, мы в этом проявили инициативу и наладили сотрудничество с [гастроэкспертом, сооснователем и бренд-шефом ресторана 100 років тому вперед] Евгением Клопотенко и с его помощью пытаемся через украинскую кухню презентовать нашу страну. Например, [экс-премьер-министр Великобритании] Борис Джонсон совершенно искренне оценил и копченый борщ, и галицкое сало. Но самым популярным блюдом среди всех делегаций до сих пор единолично остаются сырники. Почти без исключений.

Повара дипломатических спецрейсов Укрзализныци через национальную кухню знакомят вип-гостей с Украиной / Фото: Татьяна Довгань / Укрзализныця

Кроме еды, сейчас мы начали работу по ароматизации наших представительских вагонов с парфюмерами Ol Factory, которые подобрали запах, что удачно интегрируется в вентиляционную систему вагона и нейтрализует все лишнее.

С бортовой библиотекой нам помогает издатель Антон Мартынов и его издательство Лабораторія. Эти книги наши гости часто уносят с собой. Мы уже знаем, кто какие жанры предпочитает.

И книги, и кино, и еда, и ароматы — это сейчас предметы наших некоммерческих договоренностей с друзьями железной дороги, которые тоже понимают, что произвести первое впечатление дважды не удастся, а поддержка первых лиц мира во время войны стоит того, чтобы обеспечить топовое качество общими усилиями.

— В таком случае, сопровождают ли мировых лидеров их повара, стилисты? Что они с собой везут? У кого была самая большая «свита»? Сколько человек в среднем сопровождает каждого из них?

— Как правило, делегации прибывают немногочисленные — министры, послы, пресс-атташе, охрана. К примеру, словенского премьер-министра Янеза Яншу сопровождал один человек. Самые многочисленные делегации обычно у польской стороны. Но речь точно не о поварах или стилистах — на это во время войны нет времени, все дипломаты это прекрасно понимают и приезжают в Киев не для прогулок по Андреевскому спуску.

Начальник управления транспортного планирования Укрзализныци Дмитрий Безручко в числе самых тяжелых считает первый спецрейс 15 марта, когда в Киев приехали главы правительств Польши, Чехии и Словении / Фото: Укрзализныця

— Какие внештатные ситуации происходили во время визитов мировых лидеров в Украину?

— Все всегда очень четко и поминутно расписано, поэтому внештатных ситуаций на самом деле не так много, но без приключений не обошлось. Например, на первом рейсе британской делегации мы не учли, что все до единого гости будут пить чай с молоком, а поэтому молоко на борту закончилось еще до пересечения границы Польши с Украиной. Пришлось в 4 утра будить начальника одной из пограничных станций, чтобы обеспечил утренний надой молока для премьер-министра Соединенного Королевства.

Интересная история была с группой U2, которая на обратном пути из Украины попросила придержать поезд на одной из станций, где как раз в 09:00 звучал гимн Украины. После его завершения Эдж, легендарный гитарист группы, подошел на перроне к одному из украинских военных и после короткого разговора подарил ему свою гитару.

Участники легендарной группы U2 Боно (слева) и Эдж (справа) охотно фотографируются с украинцами / Фото: Укрзализныця

Американский актер и кинорежиссер Шон Пенн вообще перекроил весь свой маршрут и программу мероприятий, чтобы провести день во Львове.

Наш львовский начальник вокзала уже собрал немалую коллекцию фото с селебритиз [знаменитостями], начиная с Анджелины Джоли и завершая президентом Владимиром Зеленским.

— Общаются ли мировые лидеры с персоналом УЗ — проводниками и другими. Что говорят?

— Конечно, все лидеры, которых мы везем, разные по своему характеру и степени коммуникабельности. Например, Борис Джонсон, [президент Европейской комиссии] Урсула фон дер Ляен, [премьер-министр Канады] Джастин Трюдо, [премьер-министр Финляндии] Санна Марин и [премьер Швеции] Магдалена Андерссон пожали руки каждому на борту, фотографировались и записывали видео для железнодорожников, а с мэрами восьми европейских городов в августе мы вместе ездили на Kyiv City Express в Ирпень и включили их в Консультативный совет проекта.

Вообще, у нас есть что-то от каждого гостя из более 150 дипломатических рейсов — футболка от премьера Австралии Энтони Албаниза, подстаканник Бориса Джонсона, подушка Боно, книга с автографом Ричарда Брэнсона, подписанный фотоальбом Энни Лейбовиц, мяч Андрея Шевченко и еще победный флаг Евровидения от Kalush Orchestra. Уже всерьез думаем над музеем Железной дипломатии.

Борис Джонсон во время своей третьей поездки по железной дороге в Киев получил личную карточку лояльности от украинского перевозчика / Фото: Укрзализныця

Кроме того, мы обязательно приглашаем первых лиц на выставку Спасая будущее между Центральным и Южным железнодорожными вокзалами, где представлены артефакты с эвакуации миллиона украинских (и не только!) детей железной дорогой. Это не пункт программы «для галочки»: железнодорожники ежедневно рискуют жизнью ради эвакуации детей, больных, раненых, а наши гости, как правило, представляют страны, где эти дети сейчас в безопасности, больные лечатся, а раненые восстанавливаются. Поэтому это еще и возможность для железнодорожников поблагодарить за поддержку и убежище тех, кого мы спасли.

Кстати, реакция мировых лидеров на сцены с эвакуации на нашей выставке тоже обычно очень выразительна: например, премьер-министр Ирландии Михол Мартин через неделю после визита передал Укрзализныце в подарок за экскурсию пару коллекционных подсвечников из голвейского хрусталя. Михол Мартин сам отец пятерых детей, потерявший двоих, поэтому для него персонально это был очень чувствительный момент.

— Если сравнить поездку украинских чиновников и иностранных, то кого возить легче?

— Гораздо сложнее везти раненых или эвакуировать детей из прифронтовых городов. А всех, кто работает для победы Украины, возить одинаково приятно и почетно. Железнодорожники просто делают свою работу — ни больше, ни меньше.

Другие новости

Все новости