Пять лет без Екатерины Гандзюк. Коррупция, сепаратизм, равнодушие — против чего боролась херсонская активистка
Пять лет назад, 4 ноября 2018 года, в больнице скончалась Екатерина Гандзюк, общественная активистка и сотрудница горсовета Херсона, на которую совершили нападение 31 июля того же года — на выходе из дома облили кислотой.
Гандзюк, которая получила ожоги 35% тела, перенесла более 10 операций и провела месяцы после покушения в больничных стенах.
В апреле 2020 года СБУ завершила досудебное расследование по делу нападения на херсонскую активистку. По данным следствия, организаторами преступления оказались председатель Херсонского облсовета Владислав Мангер и бывший помощник одного из депутатов этого совета Алексей Левин.
В августе 2020 года их дело направили в суд. В сентябре 2021 года Верховный суд отклонил ходатайство защиты Мангера о перенаправлении материалов из Днепровского районного суда Киева в Херсонский городской суд.
26 июня 2023 года Мангеру и Левину огласили приговор — по 10 лет заключения каждому. Кроме того, их обязали выплатить семье Гандзюк компенсацию в размере 15 миллионов гривен.
Отец Екатерины Гандзюк Виктор после приговора заявил, что испытывает неоднозначные чувства. Он отметил, что рад окончанию судебного процесса и считает решение справедливым.
«Я доволен приговором. Наконец-то закончился судебный процесс. Благодаря кропотливой работе прокуратуры, благодаря работе суда, который очень справедливо, на мой взгляд, отнесся ко всем фактам, благодаря большому количеству неравнодушных людей в Украине и мире, очевидно, впервые в истории Украины заказчики и организаторы заказного убийства получили свои сроки», — подчеркнул Виктор Гандзюк.
В то же время он заявил, что не все виновные в смерти его дочери оказались за решеткой.
«Осталось безнаказанным большое количество людей, если можно считать их людьми, которые участвовали в процессе. Это и оборотни в погонах, холуи, которые помогали этим людям, сотрудники полиции, которые скрывали факты, ряд лиц, о которых мы говорили неоднократно, что они в определенной степени причастны к этому преступлению», — заявил отец активистки.
Ранее отец Екатерины Гандзюк рассказывал, что сама она, кроме Мангера, считала заказчиками нападения экс-главу Херсонской облгосадминистрации Андрея Гордеева и его экс-заместителя Евгения Рыщука. Гордеев выступал по делу в качестве свидетеля.
Еще один фигурант дела Игорь Павловский в октябре 2020 года получил условный срок за сокрытие преступления. 3 декабря 2020 года стало известно, что Павловского освободили из-под стражи.
6 июня 2019 года по делу Гандзюк вынесли приговор пятерым исполнителям: непосредственному организатору покушения Сергею Торбину и его соучастникам — Никите Грабчуку, Владимиру Васяновичу, Вячеславу Вишневскому и Виктору Горбунову. Они получили сроки от трех до 6,5 года лишения свободы.
Виктор Горбунов был условно-досрочно освобожден летом 2021 года. Он покупал кислоту, которой облили Гандзюк, и получил самый короткий срок лишения свободы — три года.
27 февраля 2022 года прокурор Офиса генерального прокурора Андрей Синюк подтвердил Громадському, что Сергея Торбина освободили из тюрьмы, поскольку он как бывший военный изъявил желание защищать страну. Сообщалось также, что Торбину разрешили взять в подразделение еще с десяток человек, которых он выбрал из числа осужденных. Мангеру, который тоже пытался вступить в ВСУ, в этом отказали.
Грабчук находился за решеткой до 3 марта 2022 года, после чего был освобожден указом президента, поскольку выразил желание участвовать в обороне страны.
24 марта 2022 года отец Екатерины Гандзюк сообщил, что ее квартиру в Херсоне ограбили оккупанты.
По его словам, туда ворвалось около 12 российских военных, которых сопровождал один местный житель. Они находились в квартире около 2−3 часов, никого туда не пуская.
Виктор Гандзюк рассказал, что оккупанты устроили настоящий погром, забрав много вещей. При этом выкрикивали, что делают это «именем Российской Федерации».
Также Виктор Гандзюк рассказал, что за несколько дней до этого ему с номера Екатерины звонили неизвестные и молчали в трубку.
Watchers со ссылкой на друзей семьи сообщает, что из квартиры россияне вынесли несколько больших сумок, объяснив свои действия тем, что предотвращают «угрозы российской государственности».
NV напоминает, против чего много лет выступала Екатерина Гандзюк, которая к 33 годам стала одной из самых заметных общественных деятелей юга Украины.
Общественная активность
Екатерина Гандзюк была общественной активисткой много лет: еще во время учебы в Херсонском государственном университете она участвовала в Оранжевой революции, а во время Революции Достоинства была одной из самых заметных участниц Евромайдана в Херсоне.
Несколько лет она была активной представительницей партии Батькивщина — возглавляла ее местную молодежную организацию, была депутатом облсовета от БЮТ. Однако в 2015 году Гандзюк вышла из этой партии — в знак солидарности с мэром Херсона Владимиром Миколаенко, которого исключили из Батькивщины.
Расследовательская журналистика
Вместе с херсонским журналистом Сергеем Никитенко (на него также было совершено нападение в июне 2018 года) Гандзюк была соучредителем Агентства гражданской журналистики Мост и сайта most.ks.ua. С 2012 года портал стал одним из ключевых херсонских интернет-СМИ, сосредоточившись на местной политике, в частности темах мониторинга госзакупок и расходов госсредств, а также на антикоррупционных расследованиях.
Борьба с сепаратистскими движениями в Херсоне
В последние годы Гандзюк сосредоточила усилия на противодействии пророссийским движениям в Херсоне. Начиная с 2014 года и первых месяцев конфликта на востоке Украины, она противостояла инспирированным Россией попыткам распространить активность сепаратистов на Херсонщину.
В июле 2018 года Гандзюк обнародовала документы, свидетельствующие, что представители пророссийских сил незаконно предоставляют платные административные услуги в городе, выдают справки с гербовыми печатями.
«И да, это именно те люди, которые движевали в 2014 году за Россию, собирали митинги, вооружали титушню, вербовали бойцов в террористические отряды в Донецкую и Луганскую области, ездили в Сирию, звали Путина, все делали, что делают теплые ламповые сепары. Все эти типа сумашедшие русскомирцы и кобовцы — мусорская и сбушная агентура еще с домайданных времен», — писала об этом случае Гандзюк на своей странице в Facebook.
Кроме того, Гандзюк входила в волонтерскую группу Itchy Trigger Finger Ukrainians, которая занималась размещением патриотической рекламы на билбордах вблизи границы с оккупированным Крымом.
Противостояние с силовыми структурами региона
Неотъемлемой частью борьбы Гандзюк против местных проявлений сепаратизма стал ее конфликт с правоохранительными органами Херсонской области. Активистка неоднократно и жестко обвиняла силовые структуры в бездействии, в частности в недостаточных усилиях по расследованию нападений на херсонских активистов, а также в коррумпированности.
В 2017 году начальник управления защиты экономики департамента Нацполиции в Херсонской области Артем Антощук судился с Гандзюк после того, как она обвинила его в вымогательстве взяток от чиновников горсовета.
«Для управления защиты экономики аксиоматично, что городская власть ворует бюджетные деньги в количестве 30% от всего. По версии Артема [Антощука], они распределяются между нами пропорционально. Но не думайте, что Артема волнует безобразие в виде предполагаемого хищения средств. Артем настойчиво просит своих 3%. Артем достал их уже просить. Пока эти 3% ему не отдадут, он угрожает тягать на допросы по левым делам всех, кто не платит дань», — рассказала Гандзюк, которая занимала должность управляющей делами исполнительного комитета Херсонского горсовета.
Антощук подал иск против Гандзюк о защите чести и достоинства, однако суд отклонил большинство его требований и обвинений.
В июле 2018 года Гандзюк критиковала силовиков за бездействие в расследовании покушения на своего коллегу Сергея Никитенко.
«32 дня понадобилось херсонским мусорам, чтобы выяснить, что Сергей журналист. Я не шучу. 32 (тридцать два). Теперь следствие вышло на новый виток поиска преступников: ищет в фейсбуке свидетелей происшествия, — саркастически писала Гандзюк на своей странице в Facebook. — Думаю, до 3019 года можно будет назначить виновным какого-нибудь наркомана, потому что в то, что вы там кого-то серьезно ищете, никто вменяемый не верит».
А в апреле 2018 года Гандзюк обнародовала информацию о том, что около 200 «журналистов» с фейковыми удостоверениями получили в областной полиции разрешения на травматическое и газовое оружие в 2014—2018 годах.
Волонтерская деятельность
Екатерина Гандзюк была также известна своей многосторонней волонтерской активностью. Она сотрудничала с ООН — например, в 2012 году работала в проекте Программы развития ООН, связанной с организацией футбольного волонтерства для развития молодежи региона. В рамках этого проекта Гандзюк занималась развитием спорта в сельских регионах Херсонской области, работая со школьниками и школьными учителями физкультуры.
Кроме того, с началом войны на Донбассе Гандзюк участвовала в программах помощи переселенцам с востока Украины. Она работала помощницей по вопросам правовой защиты Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Херсонской области, а также организовывала кампании по сбору средств для детей переселенцев.