«Казнить за связи с женщинами». Личная жизнь в подполье ОУН-УПА — строгие запреты и опасность страстных отношений
Дмитрий Билинчук (слева) с младшим братом Василием воевали в подпольном движении сопротивления на Прикарпатье. Фото др. пол. 1940-х годов (Фото: из личного архива Василия Гуменюка)
Как влюблялись, заводили романы, женились и ревновали в ОУН-УПА во время Второй мировой войны и после нее и в каких случаях за отношения можно было заплатить жизнью.
Дмитрий Билинчук с позывным Хмара, 27-летний референт службы безопасности Косовского надрайонного провода ОУН-УПА, летом 1946-го был приговорен к смертной казни за «связи с женщинами». Об этом сообщает Марта Гавришко, исследовательница гендерных аспектов украинского подполья. Приговор мог быть устным, но в таких случаях выполнялся исправно.
Условия подполья были строги к личной жизни повстанцев. Даже официальные браки, со священником, утверждало руководство, тщательно изучив будущих супругов. Ведь семейный повстанец становился уязвимым — через жену или вообще родню враг мог вынудить его к измене. Как это произошло с Романом Тучаком (Клим), референтом службы безопасности ОУН, чья жена Надежда попала в руки советских агентов. Получив известие об этом, Клим требовал не трогать жену и ее семью в обмен на сотрудничество. Из-за этого погибли десятки повстанцев, по меньшей мере 170 оказались в лагерях ГУЛАГа. Об этом сообщает Кристина Коцира в Локальной истории.
О свершениях Билинчука-Хмары — как о боевых, так и в личной жизни — ходили легенды. Он был из таких, на кого невольно устремляются взгляды, как только начинал говорить или двигаться. «Был Хмара парень красивый, физически сильный и очень отважный, — пишет о нем современный автор Василий Гуменюк. — По всему Косовскому уезду немцы расклеили листовки с текстом о вознаграждении тому, кто укажет его местонахождение, а он среди белого дня приехал на лошади в центр самого Косова к понравившейся барышне. Переполох поднялся… Но не нашли ни коня, ни Хмары — исчез!»