«Опыта у мальчиков в ГБР нет». Генерал Кривонос и военный эксперт сомневаются в возможности профессионального расследования дела Содоля
Генерал Вооруженных сил Украины Сергей Кривонос и руководитель программ безопасности Центра глобалистики Стратегия ХХI Павел Лакийчук в интервью Radio NV выразили сомнение, что сотрудники Государственного бюро расследования имеют необходимый уровень образования и опыта, чтобы расследовать дело экс-командующего Объединенных сил Юрия Содоля.
«Расследование должно быть проведено, однозначно. И, с моей точки зрения, если этим будет заниматься Государственное бюро расследований, то задаю вопрос: а у них есть специалисты, которые могут разбираться в планировании и проведении операций такого уровня, которыми командовал Содоль? Где они возьмут тех специалистов, которые могли бы правильно оценить? Опыта у этих мальчиков в ГБР абсолютно никакого нет. И это проблема, пожалуй, номер один», — заявил генерал Кривонос в эфире Radio NV.
Он отметил, что есть вопрос профессионализма тех, кто будет проводить расследование, поскольку в ГБР может не быть людей с таким же уровнем образования и опыта, как у Содоля.
Аналогичные сомнения высказал в интервью Radio NV Лакийчук.
«Относительно ГБР я не знаю. Честно говоря, война — это особое дело, вид деятельности, который лучше знают военные специалисты. … В военных действиях есть множество нюансов. Грубо говоря, если сравнить с коррупцией в государственных органах: расследованием этих процессов и наказанием виновных занимаются специалисты, специально назначенные органы, которые компетентны в этой области», — заявил он.
Как Кривонос, так и Лакийчук высказали мнение, что подобные расследования должна была бы проводить система военной юстиции, которая в Украине не была полноценно создана.
«Возвращаясь к военной полиции. Был принят закон, и принят достаточно односторонне, потому что рассмотрен вопрос только о карательных функциях военной полиции, но абсолютно мы не увидели строительства системы военной юстиции, которая касается военной прокуратуры, военных судов, военной адвокатуры, военных тюрем. Вот когда бы это все в комплексе работало, тогда это бы давало тот эффект, который нужен государству», — заявил Кривонос.
Лакийчук назвал «большой ошибкой» как нынешней, так и предыдущей власти то, что механизм наказания и поддержки военных до сих пор не наработан, хотя Украина находится в состоянии войны «по меньшей мере 10 лет».
«Правильно, если мы сейчас рассматриваем вопрос создания военной полиции, военной прокуратуры, военных омбудсменов. Это мощно, потому что в целом, если перечислять наши потери, и не только после широкомасштабного вторжения, то ответственности среди высшего военного руководства, военно-политического руководства за большинство [трагедий] почти никто не понес. Я напомню: это и Дебальцево, и Иловайская трагедия. А с другой стороны, напомню о трагедии Ил-76, когда осудили генерала [Виктора] Назарова. И то, что это дело вел не военный суд, не специалисты, у меня возникают определенные сомнения», — отметил эксперт.
Скандал вокруг Юрия Содоля
24 июня стало известно, что начальник штаба бригады Нацгвардии Азов Богдан Кротевич обратился в Госбюро расследований с просьбой провести расследование в отношении одного из боевых генералов.
Он не назвал публично его имени, однако УП сообщила, что заявление Кротевича касается командующего Объединенных сил ВСУ генерал-лейтенанта Юрия Содоля.
Кротевич заявил, что не может закрывать глаза на то, что «комбатов и комбригов судят за потерю наблюдательного поста, но не судят генерала за потерю областей и десятков городов и потерю тысяч солдат».
ГБР в комментарии NV сообщило, что прорабатывает заявление начальника штаба Азова, не раскрыв имя генерала, который в нем фигурирует.
24 июня президент Владимир Зеленский заявил, что принял решение заменить командующего Объединенными силами ВСУ Содоля на бригадного генерала Гнатова.