Самолеты «недопятого» поколения. В РФ поражен новейший Су-57: что стоит знать о самых ценных истребителях россиян

9 июня 2024, 10:07
Сюжет

В Главном управлении разведки заявили, что 8 июня на территории аэродрома Ахтубинск в Астраханской области РФ, расположенном в 589 километрах от линии боевого соприкосновения, был поражен многоцелевой истребитель Су-57. Это первый такой случай в истории.

NV напоминает, что известно о российских самолетах Су-57, которые Россия до сих пор очень редко применяла в войне против Украины из-за их ценности и малочисленности.

Реклама

Су-57: самолет «недопятого» поколения

Су-57 (по кодификации НАТО Felon, Преступник) — это российский многоцелевой истребитель, который РФ классифицирует как самолет пятого поколения, то есть самый современный тип реактивных истребителей.

Самолет разработало российское опытно-конструкторское бюро им. Изначально в разработку входила также Индия, но позже вышла из программы.

Первый полет Су-57 был осуществлен в январе 2010 года. В 2019 году Россия заявляла о начале серийного производства таких самолетов, в 2020 году — о выпуске первого серийного Су-57.

Технические характеристики самолета:

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,7 м
  • Размах крыла: 14 м
  • Высота: 4,8 м
  • Масса: пустого — 18,5 т; нормальная взлетная масса: с 63% топлива — 26 т; со 100% топлива — 30 т.
  • Максимальная скорость на высоте: М 2,45 (около 2600 км/ч), максимальная безфорсажная скорость 2 M (примерно 2100 км/ч).
  • Продолжительность полета: до 5,8 часа
  • Практический потолок: 20 000 м

В то же время самолетам пятого поколения, к которым Россия относит Су-57, должны быть присущи несколько исключительных характеристик, среди которых:

  • высокоэффективные двигатели;
  • возможность крейсерского полета на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа;
  • высокие скоростные показатели (максимальная безфорсажная скорость — не менее Мах 2);
  • сверхманевренность;
  • кардинальное уменьшение заметности самолета, в частности радиолокационной и инфракрасной, благодаря стелс-технологиям (изменению геометрии самолета и сопел двигателей; применению радиопрозрачных композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, а также благодаря переходу бортовых датчиков на пассивные методы получения информации и режимы повышенной скрытности).
Основное вооружение самолета может размещаться во внутренних отсеках фюзеляжа для снижения его радиолокационной заметности. (Фото: Минобороны РФ)
Основное вооружение самолета может размещаться во внутренних отсеках фюзеляжа для снижения его радиолокационной заметности. / Фото: Минобороны РФ

Однакона практике российский Су-57 не соответствует нескольким из этих характеристик, неоднократно подчеркивали украинские эксперты.

«Нынешний Су-57, о котором в РФ сначала заявляли, что он будет иметь новое оснащение, плоское сопло — реализовать этого не смогли, летает на модернизированных двигателях от Су-27. Фактически это натянутый на глобус самолет 4+ поколения», — рассказывал осенью 2023 года в интервью NV Олег Катков, главный редактор военного портала Defense Express.

В апреле 2024 года его мнение подтверждал и известный авиаэксперт Валерий Романенко, ведущий научный сотрудник НАУ.

«В общем, почему он [Су-57] „недопятое“ поколение? Потому что разрабатывался вместе с индийскими специалистами, но еще где-то примерно в 2018—2019 году индийцы вышли из этого проекта, потому что убедились, что россияне не имеют соответствующих технологий. Во-первых, там нет новоразработанного двигателя. До сих пор на Су-57 стоят двигатели такие же, как на самолетах Су-34 и Су-35. А там должен быть двигатель с соплом, уменьшающим тепловое излучение. Это как раз для того, чтобы реализовать технологию „стелс“ еще и в тепловом спектре», — напоминал Романенко.

Во-вторых, объяснял он, самолет пятого поколения должен быть очень глубоко интегрирован во все системы управления войсками — в частности в системы управления войсками ПВО, воздушно-космических сил и даже сухопутных войск. Например, американский самолет JSF (Joint Strike Fighter) F-35 Lightning II, который принимают на вооружение страны НАТО, может «сам без дополнительных штабов быть связан с любым ракетным или артиллерийским подразделением и осуществлять корректировку артиллерийского огня», объяснял Валерий Романенко.

«Вот если он видит какую-то зенитную систему возле фронта в том месте, где он летит, то настолько высокая интеграция, что он может самостоятельно передавать информацию на командный пункт. Он сам на своем дисплее тактической информации выбирает подразделение, моментально связывается и реализует огневое поражение угрозы для себя. У россиян такой интеграции боевых систем управления [в Су-57] нет. Они просто не способны. Это нужны системы обмена информацией очень высокого уровня, с очень высокой способностью к передаче больших объемов информации», — подчеркивал эксперт.

Сколько самолетов Су-57 имеет Россия?

Авиаэксперты констатируют, что России до сих пор не удалось наладить массовый выпуск самолетов Су-57, поэтому на вооружении их немного.

«Речь идет где-то до эскадрильи самолетов [12 единиц], из которых половина - это опытные образцы и не факт, что они имеют полную комплектацию. Россияне сильно химичат“ и, как я понял, брали опытные образцы в опытную эксплуатацию и таким образом размывали реальное количество самолетов», — рассказывал NV осенью 2023 года Олег Катков, главный редактор Defense Express.

Сейчас, по его словам, российский ВПК не может нормально производить эти самолеты, в том числе и из-за влияния санкций. «Поэтому темпы производства могут быть единицы или никакие. И это реальность, потому что армия РФ планировала в значительном количестве брать Су-57 на вооружение. Они кричали о сотнях единиц с началом поставок с 2014 года, а впоследствии [плановое] количество было уменьшено до 76 единиц и это уже до 2028 года», — напоминал Катков.

Alex Beltyukov / Wikimedia
Фото: Alex Beltyukov / Wikimedia

Похожие оценки озвучивал и Романенко. Он объяснял, что самолеты Су-57 должны были бы «постепенно заменить всю линейку Су-272, то есть стать заменой для российских Су-27, Су-30 и Су-35. «Но россияне реализовать это не могут», — констатировал Романенко.

По его оценке, россияне сейчас выпустили около 10 самолетов Су-57. «Один (самый первый) разбили прямо во время испытаний на заводе. И больше всего их выпустили в 2022 году — 6 самолетов. В 2023 году темп резко упал, было выпущено всего 2 самолета. И вообще к 2027 году россияне планируют иметь 70 таких истребителей. В Европе к этому времени будет уже более 700 истребителей Joint Strike Fighter. То есть, паритета у РФ здесь не будет», — отметил авиаэксперт.

Чем вооружены Су-57 и какие ракеты несут?

Самолет вооружен 30-мм встроенной пушкой и может нести до 10 т боезапаса. Часть вооружения может размещаться во внутренних отсеках фюзеляжа для снижения радиолокационной заметности, что является одним из основных требований для стелс-технологии самолета такого класса.

В частности для воздушного боя он оснащен ракетами РВВ-МД2 и РВВ-СД Р-77М, тогда как по наземным целям Су-57 может наносить удары ракетами (Х-35, Х-38, Х-58УШК, Х-59, Х-69) или управляемыми авиабомбами (КАБ-1500 — только на внешней подвеске, а также КАБ-500 и КАБ-250).

Одним из самых опасных типов ракет на вооружении Су-57 являются крылатые ракеты Х-69, очень условный российский аналог Storm Shadow и Taurus. «Это высокоточное оружие, изначально разработанное для [самолетов] Су-57, намного совершеннее большинства российских тактических боеприпасов воздушного базирования», — предупреждали в феврале 2024 года специалисты The War Zone.

Именно такими ракетами 11 апреля 2024 года Россия разрушила Трипольскую ТЭС. В то же время с какого именно самолета тогда был нанесен удар и был ли это Су-57, Воздушные силы не сообщали.

Ракету Х-69 разрабатывали специально под внутренние отсеки Су-57, поэтому она имеет специфическую форму корпуса — в частности квадратное сечение (подобно немецким ракетам Taurus), а не более традиционный круглый, как был у предыдущей версии этого боеприпаса Х-59МК2.

Эти ракеты имеют дальность до 290 км, хотя после удара по Трипольской ТЭС специалисты предполагали увеличение ее дальности до 400 км. Кроме Су-57, ракеты Х-69 способны запускать также самолеты четвертого поколения, в частности Су-35, Су-30МК, Су-34, которые РФ часто использует на фронте.

Случаи использования Су-57 в Украине

Россия заявляет об использовании Су-57 в войне против Украины начиная с весны 2022 года. Тогда агентство ТАСС сообщало о первом случае применения таких самолетов. Однако пропагандисты признавали, что из-за опасности поражения украинской ПВО россиянам приходится использовать Су-57 очень далеко, вне зоны активного действия украинских средств ПВО.

Издание Defence Express тогда назвало это «тактикой воздушных трусов» и констатировало, что «стелс-истребитель» фактически используется как обычная воздушная платформа для запуска с внешних точек подвески управляемых ракет времен СССР вместо высокоточного оружия. По информации портала, 8 апреля 2022 года Су-57 могли нанести удары из воздушного пространства РФ ракетами типа Х-59 по объектам на территории Кировоградской области и порта Одесса.

Однако по состоянию на май 2023 года тогдашний спкер Воздушных сил Юрий Игнат констатировал, что украинские военные «не фиксировали факты применения этих самолетов в воздушной агрессии против Украины». В то же время Игнат предположил, что россияне могли поднимать Су-57 в воздух очень издалека, однако фактов боевых пусков из них он на тот момент не подтверждал.

«Российское Минобороны декларирует, будто они применялись. Но было ли это на самом деле, неизвестно, потому что этому нет никаких подтверждений. То же самое россияне говорили и о своем [современном] танке Армата», — напомнил в ноябре 2023 года Олег Катков в интервью NV.

13 апреля 2024 года мониторинговые каналы сообщали, что над Черным морем был зафиксирован один из истребителей Су-57. Однако тогда, несмотря на задекларированную «невидимость» этого самолета, его «увидели» силы украинской ПВО.

25 апреля россияне нанесли ракетный удар по Кривому Рогу со своего новейшего истребителя Су-57, находившегося в акватории Черного моря. Это редкий случай подтвержденного боевого применения россиянами такого самолета, который может быть носителем опасных ракет Х-69.

Показать ещё новости