NV Премиум

«По цене $12,5 млн получится 40 ракет». Сколько Tomahawk может купить для ВСУ Европа, какие их аналоги имеет Россия, а какие США и Франция

Геополитика

10 октября, 08:19

Олег Катков, главный редактор военного портала Defense Express, проанализировал, на какие еще крылатые ракеты может рассчитывать Украина, если США будут медлить с предоставлением ВСУ дальнобойных Tomahawk.

Вероятное предоставление Соединенными Штатами Украине дальнобойных крылатых ракет Tomahawk стало темой номер один.

28 сентября вице-президент США Джей Ди Вэнс сообщил, что в администрации президента США Дональда Трампа обсуждают предоставление Украине дальнобойных ракет. И хотя до сих пор нет четкого понимания относительно предоставления Киеву этих боеприпасов, 7 октября Трамп заявил, что «практически принял» решение об их передаче.

Впрочем, аналитики сомневаются, что передача Киеву дальнобойных крылатых ракет может произойти быстро.

NV обратился к Олегу Каткову, главному редактору военного портала Defense Express, с просьбой проанализировать, существуют ли у Запада альтернативы дальнобойным ракетам Tomahawk, какое минимальное количество таких ракет нужно Украине уже сейчас и какие трудности могут возникнуть при использовании этих боеприпасов в войне против агрессора.

— Давайте начнем с того, какие вообще есть западные альтернативы американским ракетам Tomahawk?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

— Зависит от того, какие именно альтернативы имеются в виду. Если по аналогичной, как у Tomahawk дальности поражения — более 1000 км — и весу боевой части в 450−500 кг, то это единственная на сегодня серийная крылатая ракета, которая есть у Запада. И больше ничего с такими же характеристиками нет.

Следующей после Tomahawk идет французская крылатая ракета MdCN, имеющая дальность поражения около 1000 км и боевую часть в 250−300 кг. Но это ракета исключительно морского базирования и таких боеприпасов на всю Францию есть примерно 200 единиц.

Менее 1000 км — американская авиационная крылатая ракета AGM-158B JASSM-ER с дальностью поражения до 900 км.

Это если говорить о действительно дальнобойных боеприпасах с соответствующей боевой частью.

— А если пренебречь таким весом боевой части? В таком случае у союзников есть дальнобойные боеприпасы?

— Тогда появляется ряд американских миниатюрных крылатых ракет, которые сейчас находятся в разработке. Например, боеприпас Barracuda-500 с дальностью поражения более 900 км при запуске с воздуха и весом боевой части 45 кг. В Украине такое изделие назвали бы ракето-дроном, но в США его позиционируют как крылатую ракету.

На самом деле в Соединенных Штатах сейчас появилась целая плеяда новых разработок, в связи с тем, что Пентагон выступил с призывом о необходимости производства большого количества дальнобойных крылатых ракет. И оружейники восприняли этот призыв так, что фактически стали предлагать ракето-дроны.

— В таком случае, расскажите подробнее о боеприпасе Barracuda-500.

— На самом деле об этом изделии трудно что-то сказать точно, поскольку его еще нет в серийном производстве. Это инициативная разработка компании Anduril. Боеприпас был продемонстрирован в сентябре 2024 года и сейчас находится на стадии испытаний.

Впрочем, уже обнародованы характеристики и возможность запуска ракеты с наземной пусковой установки. Но следует понимать: любое изделие, которое еще не пошло в серийное производство, не имеет запасов.

Поэтому если речь идет о Tomohawk, то у этих ракет уже много лет есть налаженное серийное производство, есть запасы этих боеприпасов, их есть где взять, продать или купить. Ведь когда речь заходит о возможности помощи от США, то, очевидно, речь идет о продаже таких ракет.

Что касается Barracuda, то здесь речь не только о новом контракте, но и о том, чтобы ждать, пока Anduril произведет соответствующую партию ракет, получить ее и протестировать в реальных боевых условиях. Иначе говоря, когда речь идет о новом вооружении, всегда необходимо понимать, что есть декларации, а есть реальное боевое использование.

— То есть Barracuda это единственная громкая новинка на сегодня?

— С более-менее обнародованными характеристиками, да. Но я повторюсь: сейчас в США есть целая плеяда разнообразных средств. Например, у военно-промышленной корпорации Lockheed Martin сейчас есть своя разработка — многоцелевая крылатая ракета CMMT. Технически она должна быть примерно такого же класса, что и Barracuda. Эта ракета тоже еще не в производстве, а только проходит испытания. Дальность поражения новинки от Lockheed Martin 800 км, а вес боевой части не оглашается. Впрочем, производитель хочет, чтобы боеприпас стоил до $150 тыс. за единицу. В то время как экспортный Tomahawk будет стоить для Европы, если США выставят такую же цену, как для Нидерландов, — $12,5 млн за ракету, втрое дороже, чем для Японии.

И если брать механизм PURL [Prioritized Ukraine Requirements List — инициативу США и НАТО для ускорения поставок вооружений Украине], то в этом случае нам оружие продают. Средний вклад каждой страны в PURL составляет $500 млн. И при цене экспортного Tomahawk в $12,5 млн получится аж 40 ракет для Украины. Если же цена этих дальнобойных ракет будет такой, как для Японии — $4,25 млн за единицу, то можно будет рассчитывать на 117 ракет Tomahawk. Много это или мало и могут ли они что-то изменить в ходе войны — вопросы дискуссионные.

— Кстати, по вашему мнению, какое минимальное количество ракет Tomahawk нужно Украине уже сейчас и какие вражеские цели ими следует поражать в первую очередь?

— Это едва ли не один из самых трудных вопросов. Я бы и сам охотно спросил специалистов, создающих банк целей, — какие топ-10 целей для ракет Tomahawk выбрали бы именно они.

— А если исключительно по вашим оценкам, какие бы это могли быть объекты врага?

— Это вопрос только к специалистам. Потому что они понимают, сколько именно ракет можно будет запустить одновременно, сколько у нас будет пусковых установок (ПУ), какая будет мощность залпа, то есть сколько Tomahawk можно одномоментно направить на врага. И они прекрасно будут понимать примерную эффективность такого удара. Ведь не каждый боеприпас достигнет цели, потому что это обычная крылатая ракета.

А теперь, если вернуться к теме PURL и взять упомянутые $500 млн от страны, то при цене нового боеприпаса CMMT в $150 тыс. можно рассчитывать на 3,3 тыс. таких ракет от Lockheed Martin.

Пока трудно сказать, за какое время такое количество ракет может собрать военно-промышленная корпорация, но в случае Anduril, которая производит Barracuda, это годовой объем производства. Компания уже объявила, что к концу 2026-го темп производства, при условии соответствующего заказа, должен составлять до 3000 единиц или нескольких тысяч единиц в год.

Впрочем, даже если те $500 млн будут вливаться во что-то вроде Barracuda или CMMT, то следует понимать, что все эти тысячи боеприпасов будут производиться постепенно. Прямо сейчас этих 3000 ракет физически нет, их нам не смогут сразу отдать. Конечно, если бы Украина имела тысячу ракет Barracuda и одним залпом запустили по врагу, то это был бы просто огромный успех. Но проблема в том, что даже этой тысячи ракет нет.

— И какой вы видите тактику использования этих ракет, если их нельзя получить все одновременно?

— Получили партию, накопили и выпустили по врагу. Так же, как россияне используют свои ракеты и шахеты

— Поговорим и о ракетах Tomahawk. Если Украина все же получит эти боеприпасы, то как их запускать? Ведь это ракета морского базирования.

— На самом деле у США есть и наземные пусковые установки для этих ракет. Есть мобильная пусковая Typhon, для сухопутных сил США, но их очень ограниченное количество, известно только о двух подразделениях с ними. Но в прошлом году корпус морской пехоты США начал получать собственные пусковые. В версии для морпехов по сути это беспилотный наземный дрон на базе бронеавтомобиля JLTV, на котором установлена одна пусковая для Tomahawk. Таких авто было заказано более полусотни. Но в целом морские пехотинцы получили около шести-восьми единиц таких ПУ и во время подопытной эксплуатации пришли к выводу, что такой наземный дрон им не подходит.

Дело в том, что идея использования такой беспилотной ПУ заключалась в том, чтобы высадить дрон на какой-то остров посреди Тихого океана, дрон должен был проезжать вглубь и стоять там на боевом дежурстве. Но оказалось, что эта мобильная пусковая имеет плохую проходимость. То есть идея высадить ее на пляж провалилась. Поэтому морские пехотинцы отказались от такого применения наземных роботизированных комплексов, начиная с 2026-го финансового года, который длится уже более недели.

Конечно, американцы оставят себе шасси такого беспилотника, потому что оно используется и для противокорабельных ракет NSM. А вот сама ПУ, все агрегаты, узлы, механизмы и системы, необходимые для обеспечения предстартовой подготовки и запуска Tomahawk, технически становятся незадействованными и свободными. А поэтому, когда перед Украиной встанет вопрос: с чего запускать полученные Tomahawk, то мне кажется — и это очень осторожное предположение, — что, возможно, существует и такой ответ, и мы получим эти незадействованные пусковые. В конце концов, если они помещаются на автомобильное шасси 4×4, то на шасси 6×6 станут просто без проблем.

— А в чем вообще уникальность ракеты Tomahawk?

— Ни в чем. Это, кстати, и большая проблема, что ни в чем Tomahawk, с технической точки зрения, не уникален. Это ракета 1980-х, разрабатывавшаяся в 1970-х, и на то время считавшаяся миниатюрной крылатой ракетой. Дело в том, что при разработке к боеприпасу было выдвинуто требование, чтобы он помещался в диаметр 533 мм торпедного аппарата подводной лодки. Именно поэтому по сравнению с тогдашними крылатыми ракетами Tomahawk считался миниатюрным. Ну, и разве что имел еще ряд особенностей с разработкой, связанных с внутренними игрищами Пентагона и борьбой в кабинетах.

Но фактически это обычная крылатая ракета. И в общих чертах ее корректнее сравнивать с российской крылатой ракетой Калибр или Х-555. Потому что это примерно одного класса боеприпасы.

Однако не стоит ожидать, что Украина получит Tomahawk, запустит две ракеты и уже на следующий день над Кремлем поднимется белый флаг, а мы будем обсуждать ровно он висит или нет.

— В чем еще могут заключаться трудности использования крылатых ракет Tomahawk?

— Получение всех необходимых навигационных данных. Ведь Tomahawk летит с использованием систем навигации TERCOM и DSMAC, которые предусматривают сопоставление и сравнение рельефа и изображения местности, полученного во время полета, с его эталонным образцом, имеющим привязку к координатам. И здесь следует понимать, что файлы «слепков» рельефа и эталонных изображений, которые заложены в память Tomahawk, должны быть в формате, который поддерживает и считывает ракета. И понятно, что все эти разведданные можно получить только от Соединенных Штатов. Иначе говоря, не удастся просто взять спутниковый снимок из Google Maps, сделать скриншот, заложить его в память ракеты и ожидать, будто все будет работать.

Поэтому, как в случае с франко-британской крылатой авиационной ракетой Storm Shadow/SCALP, для американской Tomahawk требуется соответствующее программное обеспечение и данные в надлежащем формате.

Другие новости

Все новости