«Ататюрк победил Эрдогана». Правящая партия Турции вчистую проиграла местные выборы — почему так произошло и что будет дальше
Днем 1 апреля Избирательная комиссия Турции объявила окончательные итоги местных выборов, голосование проходило накануне. Правящая Партия справедливости и развития президента Реджепа Эрдогана потерпела ошеломляющее поражение — только 24 мэрских кресла в административных центрах против 35 у оппозиционеров из Республиканской народной партии. Такого не бывало с тех пор, как ПСР вышла на политическую арену в 2001 году. NV приводит результаты выборов в крупнейших городах и реакции политиков и экспертов.
Что происходило?
Местные выборы в Турции
Когда?
31 марта 2024 года
Кого избирали?
1393 мэра, в том числе глав административных центров 81 провинции и членов советов провинций и муниципалитетов
Кто принимал участие?
34 из 35 политических партий Турции и независимые кандидаты
Какая явка?
78,55%, или 48,256 млн избирателей
РНП: триумф после неудачи
28 мая 2023 года во втором туре президентских выборов 74-летний глава Республиканской народной партии Кемаль Кылычдароглу набрал 48% голосов и уступил действующему главе государства Реджепу Эрдогану. Оппозиционер не скрывал разочарования, назвав результаты несправедливыми. «Все средства государства были мобилизованы для одной политической партии и легли к ногам одного человека», — заявил Кылычдароглу.
Админресурс, конечно, имел место, но в среде старейшей политсилы страны, основанной еще Кемалем Ататюрком, росло недовольство. Кылычдароглу обвинили в отходе от демократических методов руководства и поиске оправданий вместо изучения причин поражения.
В ноябре 2023-го РНП переизбрала руководителя. Ее возглавил 49-летний Озгюр Озель, фармацевт по образованию.
В ночь на 1 апреля 2024-го политик сиял. Кемалисты получили 37,76% голосов по всей стране против 35,48% у партии Эрдогана. Это дало им 35 мэрских должностей в админцентрах (у ПСР только 24). «Избиратели решили установить новый политический порядок в Турции. Сегодня люди проголосовали за смену 22-летней картины и открыли двери новому политическому климату в нашей стране», — сказал Озгюр Озель, выступая перед толпой ликующих сторонников в Стамбуле.
ПСР: вовремя уйти
В феврале президенту Турции, основателю и бессменному лидеру Партии справедливости и развития Реджепу Эрдогану исполнилось 70. Тогда он объявил, что мартовские местные выборы станут последними в его карьере. «Это финал для меня. Согласно мандату, предоставленному законом, это мои последние выборы. Результатом народного голосования будет передача моего политического наследия моим братьям и сестрам, которые придут после меня», — сказал он.
Из этого заявления следует, что президент возлагал большие надежды на голосование 31 марта. Он победил в более чем десяти выборах с 2002 года, когда его политсила вышла на национальный уровень, и не потерпел ни одного поражения.
Контроль над правительством и СМИ позволял Эрдогану надеяться пусть не на разгром оппозиции, но на сохранение большинства мест мэров и депутатов советов. Получилось же, что впервые с 1977 года победили кемалисты.
В ночь на понедельник мрачный Эрдоган вышел к своим однопартийцам в штаб-квартире ПСР в Анкаре. После банальностей о «победе демократии» и «уважении к зрелости и воле народа» он заявил: «31 марта — это поворотный момент для нас, отнюдь не конец. Если мы допустили ошибку, мы ее исправим. Если нам чего-то не хватает, мы это наверстаем».
«К сожалению, мы не смогли достичь результата, которого желали и на который надеялись», — добавил Эрдоган, пообещав «честно оценить результаты выборов» и «мужественно подвергнуть их самокритике».
Ключевые города
Стамбул. Экрем Имамоглу (РНП) — 51,14%; Мурат Курум (ПСР) — 39,59%.
Аналитики отмечали: если бы Партия справедливости и развития проиграла бы выборы в целом, но завоевала бы кресло мэра крупнейшего города страны (15,4 млн населения), Эрдоган был бы счастлив. Именно как мэр Стамбула он начал свою яркую карьеру в 1990-х.
Впрочем, как и в 2019-м, победу праздновал Имамоглу, самый популярный политик из РНП (даже лидер партии Озель уступает ему по рейтингам). Оппонент действующего мэра, бывший министр окружающей среды и урбанизации Курум, которого персонально поддерживал Эрдоган, ночью был вынужден признать поражение.
Анкара. Мансур Яваш (РНП) — 60,38%; Тургут Алтынок (ПСР) — 31,69%.
В столице (население 5,6 млн) РНП также добилась переизбрания мэра и увеличила количество своих депутатов в совете. Преимущество Яваша было настолько очевидным, что он объявил о победе, еще когда была подсчитана только половина бюллетеней.
Весь вечер воскресенья улицы Анкары были заблокированы сторонниками мэра, которые устроили автопробеги, размахивая национальными флагами и беспрестанно сигналя.
Измир. Джемиль Тугай (РНП) — 48,96%; Хамза Даг (ПСР) — 37,06%.
В древнем средиземноморском городе (4,6 млн жителей) кемалисты выставили нового кандидата — действующий мэр Тунч Сойер не баллотировался.
57-летний Тугай, который последние пять лет был мэром города Каршияка, в борьбе одолел представителя президентской партии.
Бурса. Мустафа Бозбей (РНП) — 47,62%; Алинур Акташ (ПСР) — 38,35%.
Символ неудачи правящей партии — итоги выборов в трехмиллионной Бурсе на западе Турции. Акташ был мэром с 2017 года, предыдущие выборы выиграл уверенно, несмотря на обвинения в получении прибыли от предприятий, зависящих от городского бюджета.
61-летний Бозбей, объявляя о своем лидерстве в гонке, пообещал, что теперь «Бурса будет улыбаться».
Вот как выглядит общая картина местных выборов на карте, ее опубликовал в Facebook журналист Осман Пашаев.
«На 101-м году республики Ататюрк победил Эрдогана. Это главный результат сегодняшних местных выборов. И это небольшая подсказка для тех, кто турецкий политический режим сравнивал с российским», — написал он.
Почему такие результаты
Эксперты приводят одну основную причину поражения партии Эрдогана: экономика. «Это связано прежде всего со стабильно высокой инфляцией даже после того, как Эрдоган позволил центральному банку повысить ключевую процентную ставку в стране до 50% — самого высокого уровня с момента прихода его партии к власти в 2002 году», — писало Bloomberg.
Синан Улген, директор стамбульского аналитического центра Edam, сказал AP, что «удивительный результат» случился из-за того, что избиратели хотели наказать правящую партию за «глубину экономического недуга». Из-за стремительной инфляции, достигшей 70%, и ослабления лиры все больше турецких домохозяйств не могут позволить себе основные товары, отметил эксперт.
Реджеп Эрдоган в последних речах уверял, что Турция будет вести жесткую монетарную политику, чтобы восстановить экономику. «Но мы видим, что в значительной степени проблемы, с которыми сейчас сталкивается Турция, связаны именно с популистской политикой Эрдогана, который пытался неэкономическими методами реализовать свои давние мечты», — отметил в интервью Radio NV директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Что будет теперь
Да, Турция не Россия, но в случае победы партии Эрдогана на местных выборах, он мог бы продвигать изменения в Конституцию и законы, что позволило бы ему избраться снова в 2028 году — несмотря на заявления во время этой предвыборной кампании.
«Высказывались предположения, что для того, чтобы обойти ограничения на выдвижение своей кандидатуры на третий срок, президент Эрдоган заставит парламент принять необходимое решение. Большинство мест в парламенте принадлежит правящей коалиции, и дополнительные голоса можно было бы получить, убедив некоторых оппозиционных депутатов соответствующими обещаниями, — писало издание Cemaat, — Также ходили слухи, что коалиция готовит новую Конституцию, которая, например, сократит два тура президентских выборов до одного, и победителем в них станет тот, кто наберет 40% голосов, а не половину. К тому же, новая Конституция позволила бы Эрдогану баллотироваться в президенты еще дважды».
Поражение ПСР разрушает все эти схемы, турецкий избиратель доказал, что традиции демократии сильнее, чем считают на Западе, добавляет издание.
Для постепенного дрейфа в сторону исламизма и шариата, к которому склонялись сторонники Эрдогана, теперь тоже мало предпосылок. Во время победного митинга оппозиции в Стамбуле звучал лозунг: «Турция есть и будет светским государством» (наряду со скандированием «Реджеп, уходи!»)
«Результаты вывели РНП и Экрема Имамоглу в центр турецкой политики», — сказал The Guardian аналитик Центра Вудро Вильсона в Вашингтоне Юсуф Джан. Мэр Стамбула фактически вынужден будет готовиться к борьбе за пост президента. Он тяготеет к социалистам, тогда как мэр Анкары Яваш представляет правоцентристское крыло РНП. Впрочем, лидер партии Озель также может в 2028-м дозреть до идеи стать главой государства.
А что же Эрдоган? Все, что ему остается, — операция «Преемник». И кандидат уже есть — хорошо известный украинцам Сельчук Байрактар, зять действующего президента и руководитель компании Baykar, чьи ударные беспилотники стали легендарными во время войны против российских захватчиков.
«Если он будет баллотироваться, то с его харизмой, с его влиянием на политические элиты у него большие шансы выиграть президентские выборы. Это будет мягкая смена политики, а Эрдоган тогда останется лидером нации», — прокомментировал потенциальный трансфер власти Игорь Семиволос.
Использованы материалы Daily Sabah, AFP, AP, Bloomberg, The Guardian, BBC, Yeni Safak, Anadolu.