Есть ли угроза для Харькова: что означают новые заявления Путина о намерении отодвинуть фронт и создать «демилитаризованную» зону в Украине — ISW
Российский диктатор Владимир Путин выступил с новой порцией заявлений о своих захватнических намерениях в Украине, подав это как цель создания якобы «демилитаризованной зоны» и отодвижения украинской артиллерии подальше от линии фронта.
Об этом идет речь в новой сводке Института изучения войны.
Владимир Путин усилил свои максималистские и намеренно расплывчатые цели в Украине, в частности относительно захвата большей части украинских территорий. 31 января Путин заявил, что отодвижение текущей линии фронта вглубь Украины является важнейшей целью для российских войск на всем театре боевых действий. Путин подчернул свою идею «демилитаризованной» или «санитарной» зоны в Украине, заявив, что «эта линия должна быть на таком удалении от нашей территории» [имея
В ISW констатируют, что эта заявленная Путиным цель «является расплывчатой целью, которая фактически недостижима, пока существует независимая Украина, способная к борьбе». «Путин, скорее всего, аннексировал бы любые украинские территории, которые России удалось бы захватить для достижения этой заявленной цели (в частности, в четырех областях Украины, где Россия уже захватила территории, но контролирует их лишь частично)», — отмечают эксперты Института изучения войны. А значит, это означало бы, что войска РФ уже на новозахваченных землях Украины попали бы в зону действия украинской артиллерии. [То есть «отодвигать» линию фронта оккупанты могли бы бесконечно, пока есть не захваченные украинские территории, имеют в виду аналитики ISW]. В российских провоенных кругах уже ухватились за эту идею Путина. В частности один из «военкоров» предположил, что России также «придется» захватить Николаев и Одессу, чтобы устранить угрозу украинских ударов по оккупированному Крыму, а еще — линию Славянск-Краматорск в Донецкой области, чтобы, мол, «разгрузить» текущую линию фронта.
В ISW считают, что новые заявления Путина от 31 января «не являются существенным отклонением от заявленных военных целей или фактических военных возможностей России». Скорее они нацелены на то попытку воспользоваться текущими нарративами в западных СМИ, чтобы заблокировать краткосрочную и долгосрочную западную военную помощь Украине и заставить Запад вести переговоры с Россией на российских условиях, отмечают аналитики.
Путин также включил город Харьков, который он ранее назвал «российским», в эту гипотетическую «демилитаризованную зону» — вероятно, чтобы воспользоваться дискуссиями вокруг маловероятной возможности российского наступления вдоль северной границы Харьковской области с Белгородской областью РФ. В ISW считают, что Путин может намереваться усилить эти дискуссии, чтобы отвлечь внимание Украины от текущей российской наступательной операции на границе Харьковской и Луганской областей. Однако ISW продолжает оценивать, что российские силы в Белгородской области РФ способны проводить лишь действия тактического уровня, которые могли бы выполнять роль маневров для оттягивания и сковывания украинских сил вдоль границы. Путин, вероятно, таким образом пытается отреагировать и на активные призывы российских ультранационалистов о создании «буферной зоны» между Харьковской и Белгородской областями, чтобы оттеснить украинские РСЗО и артиллерию от международной границы с Белгородской областью РФ. Ранее Путин уже заявлял, что рассмотрит возможность создания такой «буферной зоны» во время широкого недовольства в РФ по поводу трансграничных рейдов проукраинских сил в Белгородскую область летом 2023 года. Однако до сих пор российские военные еще не предприняли никаких действий, которые бы свидетельствовали о том, что Путин серьезно рассматривает такие призывы, напоминают в ISW.
Кроме того, 31 января Путин отдельно превознес российские наступательные усилия вблизи Авдеевки — вероятно, чтобы «продать» эти усилия внутренней российской аудитории как успешные и еще больше оправдать российскую войну против Украины. Он назвал Авдеевское направление одним из важнейших участков линии фронта и повторил типичные нарративы о том, что российская война в Украине — это якобы борьба за суверенитет России, которая очищает российское общество от тех, кто против этого суверенитета, таким образом якобы объединяя российское общество.
В ISW констатируют, что в последнее время Украина, похоже, увеличила количество кибератак против российских целей. Так эксперты отреагировали на сообщение Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР) о недавней кибератаке на коммуникационный сервер Министерства обороны России. 30 января ГУР сообщила, что хакеры ГУР успешно взломали сервер российского Минобороны, который использовался для обмена информацией между российскими подразделениями. В ГУР добавили, что Россия установила программное обеспечение, связанное с этим сервером, на различных других стратегических объектах, в том числе военных, а также что кибероперация ГУР продолжается.
ISW акцентирует внимание на сообщениях о том, что ВСУ вероятно нанесли удары по российским объектам в районе аэродрома Бельбек в оккупированном Севастополе. Аналитики отмечают, что пока не нашли дополнительных доказательств того, по каким именно российским целям на аэродроме или вблизи него нанесли удары украинские военные. В то же время командующий Воздушных сил Украины лейтенант Николай Олещук показал видео с подтвержденной геолокацией, на котором зафиксирован украинский удар вблизи аэродрома Бельбек, и поблагодарил военных ВСУ. На дополнительных кадрах, появившихся 31 января, видны большие столбы дыма, которые поднимаются в районе аэродрома. Один из российских «военкоров», близкий к Кремлю, утверждал, что украинские силы использовали во время ударов крылатые ракеты Storm Shadow. В ISW отдельно напоминают, что недавно украинские войска неоднократно наносили удары по аэродрому Саки (к северу от Севастополя) в рамках многодневной кампании ударов по российским объектам в оккупированном Крыму в начале января 2024 года. Ранее летом 2023 года ВСУ провели более масштабную кампанию ударов по российской военной инфраструктуре и объектам Черноморского флота в Крыму, что позволило в значительной степени вытеснитьвоенно-морские силы РФ из западной части Черного моря. Эти усилия были попыткой ухудшить способность российских войск использовать Крым как плацдарм и тыл для оборонительных операций на юге Украины.
Аналитики Института изучения войны также прокомментировали новые заявления Китая в телефонном разговоре между министром обороны России Сергеем Шойгу и министром обороны Китая, адмиралом Дун Цзюнем, который состоялся 31 января. Оба отметили желание увеличить российско-китайское стратегическое сотрудничество, а Цзюнь сообщил, что Китай оказал России неопределенную «поддержку» в войне в Украине, несмотря на постоянное давление США и Европы. Китайский министр обороны также заявил, что США и Европа не смогут препятствовать «нормальному российско-китайскому сотрудничеству». Эти заявления министра обороны КНР являются более откровенным публичным выражением китайской поддержки России, чем заявления во время предыдущих встреч между российскими и китайскими высокопоставленными чиновниками. В то же время такая риторика Дун Цзюня, вероятно, направлена прежде всего против Запада, считают в ISW. Аналитики Института продолжают считать, что Китай не желает устанавливать неограниченное двустороннее партнерство с Россией, как того хочет Москва.
Относительно слухов и информационной волны вокруг возможного намерения уволить главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного ISW отдельно отмечает, что не освещает и не комментирует эти сообщения «в соответствии со своей политикой», которая исключает спекуляции относительно будущих действий Украины. «ISW будет продолжать сообщать об официальных заявлениях украинских чиновников и организаций по мере их поступления», — отмечают по этому поводу аналитики.