«Есть определенный политический подтекст». Пашинский «удобный» политик, чтобы отвлечь внимание общества от увольнения генералов — Леонов
Экс-нардепа Сергея Пашинского подозревают в незаконном завладении нефтепродуктами на почти миллиард гривен. 12 февраля СБУ, НАБУ и САП сообщили ему о подозрении. Детали этого дела в интервью Radio NV прокомментировал исполнительный директор Центра прикладных политических исследований Пента Александр Леонов.
— Как вы понимаете открытие этого дела, это подозрение от трех правоохранительных органов — Службы безопасности НАБУ и САП. Фабула дела понятна. Но эта вся история произошла в 2014 году, сейчас 2024 год, прошло 10 лет. Почему же тогда так медлили?
— Абсолютно вы правы. Что вызывает определенное удивление, что фактически это дело лежало где-то на полках, тем более, что нам вроде бы предоставили прослушивание какое-то. Это дело было где-то очень далеко и сейчас его достали.
Вопрос: почему? Хорошо, если не расследовали или не знали до 2019-го. С 2019-го года, мы помним, что Пашинский уже попадал в СИЗО за решетку. Тогда президент [Владимир Зеленский] еще говорил, «давайте выйдем на улицу, спросим, должен ли сидеть Пашинский». Нельзя сказать, что он был не под вниманием следствия.
Речь идет о том, что это дело было найдено и здесь тоже есть определенный политический подтекст. Об этом свидетельствует несколько нюансов, кроме того, что действительно прошло очень много времени. Если следить за Telegram-каналами, приближенными к Банковой, то можно [заметить] две вещи. Во-первых, сначала говорили о других эпизодах, вроде бы о торговле снарядами, пока об этом ничего не говорят. А второй момент — то, что под это дело подвязывают антикоррупционеров и его используют для их дискредитации.
[Журналист] Юрий Николов написал о том, что очень много странного в этом деле, его фактически начали «полоскать». Есть определенные вещи, которые указывают на политическую составляющую.
Еще есть один момент: Пашинский — это политик, который имеет определенную репутацию. Он очень удобен для того, чтобы на него так накатить и как раз немного сместить внимание общества с вопроса массового увольнения, например, генералов на это дело.
— А чем может быть тогда политически интересен Пашинский? О нем уже давно ничего не слышно, что-то он пишет себе в Facebook. Еще знаем, что его компания является крупнейшим частным поставщиком оружия. А о чем тогда идет речь? Где здесь может быть это политическое преследование, если оно имеет место?
— Первый момент — это то, что он действительно крупнейший частный поставщик оружия. Возможно, этот бизнес кому-то интересен. Это во-первых. Во-вторых, там достаточно интересный момент, потому что дело идет о 2014−2017 годах, о политическом лоббизме. Господин Пашинский, мы помним, принадлежал к Народному фронту. Как раз, если говорят о его влиянии, то это через представителей этой партии. Возможно, это сигнал определенным лицам, чтобы они сидели на месте, чтобы ничего не делали, особенно учитывая последние события.
— По вашему мнению, почему в отношении Сергея Пашинского ранее не велись какие-то соответствующие действия соответствующих органов? О том, что его подозревают в определенных схемах, коррупционных сделках, писали активно СМИ, в том числе международные. НВ также в свое время об этом писал, еще в 2018 году, и получил потом угрозы от Пашинского. Почему же до этого никто этим не интересовался?
— Это главный вопрос к правоохранителям, поскольку там есть и НАБУ, и СБУ. Почему, если эти факты были в наличии (потому что речь идет о достаточно давних эпизодах) до сих пор никто ничего не делал по этим делам? Именно поэтому возникают вопросы о политической составляющей этой истории.
Вы правы, что господин Пашинский является человеком с таким бэкграундом, что дело против него значительной частью общества будет воспринято достаточно положительно. Именно поэтому возникают вопросы, почему так долго эти данные фактически придерживались. Даже если шли какие-то следственные действия, они уж слишком долго шли.