Зерно несогласия
Эта ситуация выходит за пределы внутренних политических проблем. А потому ее надо рассматривать в более широком политическом и экономическом контексте
В прошлом году Украине при активной политической и экономической поддержке союзников удалось наладить альтернативные маршруты транспортировки экспортных и импортных товаров. Пути солидарности Украина-ЕС и Черноморская зерновая инициатива позволили успешно экспортировать украинские зерновые, что имело большое значение как для Украины, так и для всего мира.
В 2023 году украинские экспортеры столкнулись с серьезными проблемами. 17 июля Черноморская зерновая инициатива прекратила свое существование в результате выхода из нее России. Зато Украина и ЕС создали новый маршрут для экспорта украинского зерна. В то же время 5 стран — членов ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия и Венгрия) заявили о том, что украинское зерно наносит ущерб местным производителям. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, часть «транзитного» зерна оседала в этих странах, что нарушало условия транзита. Во-вторых, импорт дешевого украинского зерна приводит к падению цен и, соответственно, убыткам местных фермеров. По требованию названных стран ЕК разрешила им запретить импорт пшеницы, кукурузы, семян рапса и подсолнечника из Украины на период со 2 мая по 15 сентября 2023 года. А потом Польша, Венгрия и Словакия уже самостоятельно запретили импортировать целый ряд сельскохозяйственных товаров из Украины, что является нарушением соответствующих правил ЕС.
Как по мне, эта ситуация выходит за пределы внутренних политических проблем, как об этом много писали в Украине и за рубежом. А потому ее надо рассматривать в более широком политическом и экономическом контексте, в котором происходит украинский экспорт сельскохозяйственных товаров сегодня.
1. Война изменила структуру поставок зерна и значение конкретных рынков сбыта для производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции. Такие изменения, несомненно, влияют на экономическое состояние производителей и потребителей, экспортеров и импортеров соответствующих товаров, что может порождать конфликтные ситуации.
Вступление Украины в ЕС является серьезным вызовом для сельскохозяйственной политики Евросоюза
2. Статистика ЕС свидетельствует о росте импорта украинских зерновых в пять соседних стран ЕС. В то же время динамика цен на зерно, например, в Польше соответствовала тенденциям динамики международных цен. В то же время, ситуация на внутреннем рынке зерна любой отдельной страны зависит от ряда взаимосвязанных факторов: национального производства, экспорта и импорта зерна, структуры рынка, внутреннего спроса, национальных и международных цен, краткосрочного и среднего поведения национальных производителей (когда и как продать
3. До сих пор нет официальных доказательств того, что определенное количество транзитного зерна было продано в упомянутые страны. Если это произошло, то виноваты обе стороны — украинский продавец и местный покупатель. А такое нарушение таможенного режима — это уже дело соответствующих правоохранительных органов.
4. Вообще «чрезмерные» поставки зерна из Украины в пятерку не являются преступлением. В международной торговле такая ситуация рассматривается как нарушение существующих пропорций рынка из-за более низких цен иностранного поставщика по сравнению с ценами местных производителей. И такой торговый спор должен урегулироваться согласно правилам ВТО и ЕС.
Шагом в направлении решения текущих споров может стать проверка «полос солидарности», предложенная Чехией, Венгрией, Польшей и Словакией 26 сентября. Инициаторы этой инициативы объясняли ее необходимость тем, что транспортируемое зерно остается в названных странах и вредит местным фермерам.
Надеюсь, что стороны смогут найти механизмы надлежащего контроля товарных потоков для сбалансирования взаимных экономических интересов, который будет сочетать украинский экспортный контроль и контроль страны-импортера при торговле соответствующими товарами.
5. Нынешняя ситуация свидетельствует о национальной разнице в оценке того, как российская агрессия против Украины влияет на национальные экономики в целом и отдельные секторы. И здесь существует угроза того, что решение определенных экономических проблем напрямую будет связываться с вопросами военно-политической поддержки Украины.
«Отделение» политической солидарности и военной поддержки от конкретных частных экономических проблем — это критически важная предпосылка обеспечения единства международного сообщества в борьбе с российской агрессией.
6. Текущее зерновое «напряжение» сигнализирует о проблемах, с которыми столкнется Украина в процессе переговоров о членстве в ЕС в части сельского хозяйства. В целом же вступление Украины в ЕС является, по моему мнению, очень серьезным вызовом для общей сельскохозяйственной политики Евросоюза. Ведь речь о присоединении одного из крупнейших мировых экспортеров зерна.
В то же время, следует помнить, что в целом «зерновое» сотрудничество с ЕС имеет два принципиально важных аспекта.
Военное измерение «зерновой солидарности» с Украиной заключается в опасности российских атак на объекты инфраструктуры транспортировки украинского зерна, расположенные на территории Молдовы и соответствующих членов ЕС-НАТО. И здесь возникает вопрос о возможной военной и политической реакции этих стран (вплоть до применения статьи 5, принципа коллективной обороны НАТО). Ну а Украина традиционно нуждается в эффективной системе противовоздушной обороны как критически важной предпосылке безопасности экспорта украинского зерна.
Чисто в техническом плане эффективное функционирование действующих путей экспорта украинских товаров требует решения целого ряда проблем особенно в части передачи грузовых вагонов на границе.
И напоследок несколько слов о России, ведь именно российская агрессия разрушила нормальное функционирование международных зерновых рынков. Фактическое превращение Россией зерна в оружие означает, что мировое сообщество имеет все основания рассматривать такие действия как военное преступление или преступление против человечества со всеми вытекающими последствиями. Попытки же вернуть РФ в Зерновое соглашение путем ослабления санкций, как это требует РФ, — это хороший политический сигнал сторонникам «реалистического» подхода к сотрудничеству с Россией, чего сегодня активно добивается агрессор.
Присоединяйтесь к нашемутелеграм-каналу Погляди NV