Украина отмечает День Воздушных сил ВСУ: как украинские пилоты и защитники неба вписали в историю свои достижения
События4 августа 2024, 08:33
Этот праздник Украина отмечает уже 18-й год. 27 июня 2007 года президент Украины Виктор Ющенко своим указом учредил ежегодно отмечать первое воскресенье августа как День Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины. Такое решение глава государства мотивировал важным значением этого рода войск «в обеспечении обороноспособности государства».
В то же время Ющенко отменил указ своего предшественника Леонида Кучмы от 1997 года, согласно которому в Украине ежегодно в первое воскресенье июля отмечали день Войск противовоздушной обороны. Ведь в 2004 году Воздушные силы ВСУ были образованы как объединение Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил.
Структурно украинские Воздушные силы состоят из командования, воздушных командований, Харьковского национального университета Воздушных сил, воинских частей и учреждений непосредственного подчинения.
Командующим Воздушных сил ВСУ с августа 2021 года является генерал-лейтенант, герой Украины Николай Олещук.
В состав Воздушных Сил входят:
- бомбардировочная авиация,
- истребительная авиация,
- штурмовая авиация,
- разведывательная авиация,
- транспортная авиация
- зенитные ракетные войска, которые являются главным воздушным щитом Украины — ключевые силы ПВО;
- радиотехнические войска.
Также в состав Воздушных сил входят отдельные воинские части и подразделения специальных войск (разведывательные, инженерные, радиационной, химической и бактериологической защиты, связи, автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения, радиоэлектронной борьбы, метеорологического обеспечения, части материально-технического и медицинского обеспечения и другие).
Среди образцов техники, которые имеют на вооружении Воздушные силы ВСУ:
- самолеты МиГ-29, Су-27, Су-25, Су-24, Л-39, Ил-76, Ан-26, Ан-24, Ан-30,
- западные истребители F-16, первые единицы которых вероятно уже поступили в Украину в последние дни июля, за считанные дни до Дня Воздушных сил ВСУ;
- вертолеты Ми-8, Ми-9,
- советские зенитные ракетные комплексы ЗРК С-300, С-125, ЗРК Бук, ЗРК Оса;
- современные системы ПВО ЗРК Nasams, ЗРК IRIS-T, ЗРК Patriot, ЗРК SAMP/T
Еще с советских времен Украина также «унаследовала» стратегическую авиацию, однако добровольно отказалась от нее еще в начале 2000-х годов в рамках соглашения между Украиной и США о ликвидации стратегического ядерного оружия, а также о предотвращении распространения ядерного оружия массового уничтожения.
В январе 2006 года на авиабазе Полтава был уничтожен последний украинский бомбардировщик дальней авиации Ту-22М3 — именно с таких самолетов РФ сейчас наносит дальние ракетные удары по Украине. Всего за четыре года в Украине было целенаправленно уничтожено 60 стратегических бомбардировщиков: 17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3 и утилизировано 423 ракеты Х-22 к ним. Так в Украине перестала существовать дальняя бомбардировочная авиация.
Однако вторжение России в 2014 году и его полномасштабная фаза, которая продолжается с 2022-го, вывели Воздушные силы ВСУ на новый уровень. Сейчас опыт украинских пилотов и специалистов ПВО является уникальным для всего мира, ведь ни одной стране в течение последних десятилетий не приходилось, как Украине, противостоять государству с такой мощью вражеской авиации и ракетных войск, которую имеет РФ.
NV напоминает лишь о некоторых из достижений военнослужащих Воздушных сил Украины за время полномасштабной войны с РФ.
Уникальные воздушные бои
С первых часов полномасштабного вторжения России украинским пилотам — как более опытным, так и совсем юным — пришлось защищать небо Украины от российской авиации в воздушных боях. Ведь по традиции своих захватнических кампаний, в частности войны в Сирии, РФ надеялась быстро установить тотальное доминирование в воздухе, что значительно усложнило бы работу Силам обороны Украины.
Уникальные воздушные поединки стали, к примеру, частью битвы за Киев и север Украины, где военные и пилоты Воздушных сил вместе с другими защитниками Украины сломали планы россиян. Детали некоторых из таких исторических миссий, к сожалению, иногда становятся известными лишь после гибели украинских пилотов.
Так, свое имя в историю украинской авиации вписал полковник Валентин Коренчук — один из «призраков Киева», летчик 40-й бригады тактической авиации воздушного командования Центр Воздушных сил ВСУ с позывным «Бджоляр» — Киев прощался с ним в июне 2024 года. Он был одним из тех, кто вместе с также погибшим подполковником Вячеславом Ерко спас центр Киева от ударов российских штурмовиков.
«Он и Вячеслав Ерко 24−25 февраля 2022 года совершили очень важные полеты на перехват. В частности зафиксировано и подтверждено уничтожение российских штурмовиков, которые с полным БК шли на уничтожение Банковой, уничтожение Майдана Независимости», — рассказывал NV побратим Коренчука Андрей Снижко. По его словам, уникальный бой был именно у Коренчука, «потому что это был бой без применения оружия». Пилот пытался за счет маневренности своего самолета, МиГ-29, выманить противника за территорию Майдана и центра Киева — «они по Днепру выкручивали, выкручивали, маневрировали, выкрутили в итоге в районе Вышгорода», вспоминал Снижко. «Кац*п не удержался, зацепился за что-то и сам себя разбил. И это уникальный бой в истории украинской авиации, да и в истории мировой. Потому что последний такие случаи мы знаем только из истории Второй мировой войны. В современной авиации, с современными самолетами такого не происходит», — пояснил незаурядность этого воздушного боя собрат Коренчука, погибшего весной 2024 года.
В июне 2022 в небе над Черным морем во время выполнения задания в воздушном бою с российскими оккупантами погиб военный летчик, 61-летний полковник ВСУ Михаил Матюшенко с позывным Дед, который возглавлял 40-ю бригаду тактической авиации ВС ВСУ. Ее летчики и стали прототипами образа «Призраков Киева».
В марте 2023 года погиб один из самых опытных украинских пилотов Денис Кирилюк, который только за время полномасштабного вторжения совершил 70 вылетов на уничтожение врага.
Однако другие украинские пилоты продолжают защищать небо Украины несмотря на чрезвычайные угрозы, постоянные удары РФ по военным аэродромам и многочисленные заявления российской пропаганды об уничтожении чуть ли не всей авиации Украины.
Рекордсменом среди них является уманский летчик Ростислав Лазаренко, который по состоянию на конец 2023 года совершил почти 440 боевых вылетов. Он установил рекорд среди пилотов, обойдя легендарного летчика Ивана Кожедуба. Его рекорд Лазаренко побил еще в июне 2023-го, выполнив на тот момент 336 боевых вылетов.
Быстрое обучение на F-16 и адвокация их предоставления Украине
«Еще одна невозможная вещь оказалась вполне возможной» — так министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис 31 июля прокомментировал вероятное появление в Украине первых F-16. По информации The Times, речь идет о шести истребителях, которые были доставлены в Украину из Нидерландов. Еще несколько самолетов F-16 вскоре должны прибыть из Дании, уточнили источники The Times. Ранее американская The New York Times писала, что до конца 2024 года Воздушные силы ВСУ смогут использовать в боевых миссиях около десяти самолетов F-16.
Чтобы это стало возможным, понадобились титанические усилия украинских дипломатов и военных, но не только они. Сверхважным фактором в сложном процессе передачи Украине самолетов F-16 стала способность украинских пилотов и вспомогательных технических специалистов быстро научиться работать с истребителями. И если для американских пилотов полный курс подготовки составляет около двух лет, то первые украинские пилоты освоили истребители меньше чем за год. Ведь лишь год назад, в августе 2023-го, США впервые одобрили отправку F-16 в Украину из Дании и Нидерландов, как только завершится обучение пилотов. Тогда как началось это обучение значительно позже.
«Я знаю, сколько работы было сделано, чтобы получить такую возможность. Самый большой стимул здесь — это мотивация вернуться и продолжать воевать на новых самолетах», — отметил в мае 2024 года пилот с позывным Moonfish, один из первых, которые учились управлять F-16.
Украинские пилоты были и среди тех, кто непосредственно доказывал западным странам важность предоставления Украине F-16 и рассказывал, как трудно защищать небо в условиях тотального превосходства РФ в авиации. Одним из самых известных «адвокатов» в этом процессе стал погибший Андрей Пильщиков, пилот с позывным «Джус». В частности, в июне 2022 года он присоединился к украинской делегации в Вашингтоне, которая вела переговоры с конгрессменами и сенаторами США. Одним из результатов многомесячных усилий, к которым присоединился Пильщиков и другие украинские пилоты, стало положительное голосование в Конгрессе за запрос о финансировании программы подготовки украинских пилотов.
Исторический опыт ПВО в уничтожении российских Цирконов, Кинжалов и других ракет
Именно благодаря мастерству украинских зенитчиков Воздушных сил ВСУ было впервые доказано на практике до того лишь гипотетическую способность Patriot сбивать якобы «непобедимые» российские ракеты Кинжал (Х-47), а впоследствии и гиперзвуковые Цирконы.
«Учитывая, что Кинжал движется в небе на огромной скорости, более 7 тыс. километров в час, времени на его ликвидацию немного», — напоминал о сложности сбивания таких ракет Юрий Игнат, спикер Воздушных сил ВСУ. Взлеты российских самолетов МиГ-31К, носителей таких ракет, до сих пор вызывают воздушную тревогу по всей Украине.
К тому времени, как Украине удалось сбить Кинжал, возможность противодействия баллистическим ракетам считалась лишь теоретическим преимуществом ЗРК Patriot. Поэтому именно украинским военным удалось не только овладеть этими комплексами в чрезвычайно короткий срок, но и доказать их эффективность в уничтожении баллистики на практике.
Воздушные засады на российскую авиацию и уничтожение самолетов А-50
Украинские расчеты Patriot и других систем противовоздушной обороны блестяще продемонстрировали способность сбивать вражеские самолеты и вертолеты. 13 мая 2023 года над Брянской областью РФ было уничтожено пять единиц российской авиации: самолеты Су-34 и Су-35, два редких вертолета РЭБ Ми-8МТПР-1 и вертолет Ми-8. Лишь позже Воздушные силы ВСУ подтвердили, что это были выстрелы ЗРК Patriot и «воздушная засада» устроенная Украиной. «Самолетопад» продолжился в декабре 2023 и в январе-феврале 2024 года, когда украинские силы сбивали российские самолеты сверхбыстрыми темпами.
Кроме того, на счету Украины — такие уникальные сбитые цели, как два российских самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50. По меньшей мере один из них, как впоследствии подтвердили в США, был сбит в январе 2024 года из системы ЗРК Patriot, которая стоит на вооружении Воздушных сил ВСУ.
«Сейчас на вооружении Украины, вероятно, до батальона Patriot. Некоторые из них используются для защиты стационарных объектов, другие передвигаются и совершают действительно исторические вещи. Я не видела подобного за 22 года работы в ПВО», — признала уникальный опыт украинских специалистов американская полковница Розанна Клементе, заместитель начальника штаба 10-го командования противовоздушной и противоракетной обороны Армии США, рассказывая детали об уничтожении А-50.