Зеленский ставил спикеру Майку Джонсону дедлайн для одобрения военной помощи — Politico
Президент Украины Владимир Зеленский во время встречи со спикером Палаты представителей Майком Джонсоном в декабре прошлого года сказал, что Украина сможет продержаться без помощи США максимум до марта-апреля, говорится в статье издания Politico.
Издание на основе интервью с восемью помощниками конгрессменов от Республиканской и Демократической партий, а также лоббистами и официальными лицами, приближенными к разведке, рассказывает, как спикер Джонсон принимал решение о выделении помощи Украине.
Как пишет Politico, на решение Джонсона в частности повлияла декабрьская встреча с президентом Украины. На тот момент Джонсон занимал должность спикера менее двух месяцев.
Зеленский пришел к нему с резким сообщением: время истекает. В кабинете спикера, куда принесли Острожскую Библию, Зеленский дал понять, сколько еще его страна сможет выдержать атаки российских ракет и беспилотников.
«Март или апрель», — сказал украинский президент, по словам двух людей, знакомых с разговором.
Декабрьская встреча с Зеленским в значительной степени способствовала решению Джонсона пойти против своих коллег-консерваторов и способствовать выделению пакета помощи Украине на 60 миллиардов долларов, утверждают трое собеседников издания.
С началом работы на посту спикера Джонсон был настроен привязать новый пакет военной помощи Украине к ряду других решений, как положение о безопасности границ (которое, впрочем, вряд ли бы поддержало демократическое большинство в Сенате). И не было причин, почему бы он должен был передумать.
Но после того, как украинский президент сказал, что у его войск к весне закончится оружие, Джонсон решил, что нужно принять меры до этого времени, утверждает один из собеседников издания в руководстве Палаты представителей.
Эта встреча внушила Джонсону чувство тревоги и он стал ориентироваться на конечный срок по пакету помощи Украине, рассказали собеседники издания.
Встреча с Зеленским положила начало четырехмесячной личной и профессиональной агонии Джонсона, пишет Politico. За это время он должен был определиться, стоит ли рисковать должностью и бросить вызов тем республиканцам, которые стремятся его устранить, чтобы обеспечить военную помощь Украине.
Как пишет Politico, тогда сотрудникам офиса Джонсона было поручено подготовить «некую работоспособную» версию пакета помощи от спикера до конечного срока — «на всякий случай».
В конце концов Джонсон придерживался этого срока, имея в запасе чуть больше недели. 20 апреля Палата представителей проголосовала четыре отдельных закона: о помощи Украине, Израилю, союзникам Индо-Тихоокеанского региона, а также по другим вопросам национальной безопасности. И сейчас Украине направлен первый миллиард долларов на военную помощь.
Politico также рассказывает подробности, как шла подготовка версии законопроекта от Джонсона по помощи Украине. Как пишет издание, эта задача легла на его советника по нацбезопасности Джоша Ходжеса.
«Джош был тем, кто выполнял большую часть тяжелой работы в этот период. Он медленно собрал все вместе с Министерством обороны, Национальным комитетом по безопасности, председателями комитетов и другими членами», — рассказал собеседник издания.
Ходжес также работал над тем, чтобы Джонсон имел пространство для получения уступок и принятия обоснованного решения.
Как пишет Politico, Ходжес имел прямое влияние на Джонсона. Другие люди из его офиса могли советовать не спешить с помощью или оказать помощь только Израилю. Но Ходжес утверждал, что у США есть возможность противостоять укреплению оси между Россией, Китаем и Ираном способом, который является быстрым и экономически эффективным.
Неоказание помощи сейчас, по мнению человека, знакомого с позицией Ходжеса, ослабило бы позицию США в мире и расширило бы возможности противников Штатов. Кроме того, это решение позволяло направить устаревшее оружие Украине и таким образом более рационально распорядиться военными расходами.
Другой приближенный к Ходжесу собеседник добавил, что советник являлся частью более крупной команды.
Издание добавляет, что Джонсон слышал подобные аргументы и из других источников. Так, многие законодатели-республиканцы, включая конгрессмена Майкла Маккола (республиканец от Техаса) поддерживали тесную связь с Джонсоном по вопросу необходимости продвижения законопроекта об иностранной помощи.
Также Джонсона часто посещали прокиевские лоббисты, в том числе евангелисты из Украины (спикер также является евангелистом). Правозащитная группа Вместе для Украины даже разместила бигборды в округе Джонсона в Луизиане с его любимым библейским стихом Есфирь 4:14, который заканчивается словами «И кто знает, возможно, именно для такого времени ты достиг своего царства?».
Кроме того, в течение последних двух недель представители разведки и аналитики информировали законодателей из Конгресса, включая Джонсона, о ситуации на фронте в Украине.
Официальные лица говорили, что они все больше верят, что планы Путина мобилизовать больше людей в сочетании с получением дополнительных боеприпасов из Пекина и уменьшением поддержки Киева со стороны Запада, вероятно, принесут ему победу в Украине — и быстрее, чем ожидается — если новая помощь от США не прошла бы.
Путин не получил бы желаемого результата: полного захвата Украины. Но до конца 2024 года он мог создать ситуацию, когда сможет достичь выгодных условий для переговоров, отмечают чиновники и аналитики. Директор ЦРУ Уильям Бернс публично произнес эту оценку в середине апреля.
В то же время массированная ракетная и дроновая атака Ирана по Израилю в начале апреля также побудила Джонсона оказать помощь Израилю с большей срочностью. На следующий день он позвонил лидеру демократического меньшинства в Палате представителей Хакиму Джеффрису и сказал, что готов двигаться вперед по всем законопроектам о помощи иностранным государствам.
Коллеги-консерваторы критиковали Джонсона, требуя от него только помощи для Израиля или вообще не поддерживать ни одного пакета. Некоторые говорили, что вынесение вопроса об Украине на голосование приведет к снятию его с должности спикера.
Как рассказал конгрессмен Маккол, тогда Джонсон обратился к молитве: он разрывался между попытками спасти свою работу и поступить правильно.
Ночью Джонсон снова собрал своих помощников. Они пересмотрели каждый аргумент «за» и «против» и обдумали каждый сценарий.
И когда утром в среду спикер вернулся в свой офис в Капитолии, он принял окончательное решение: «Я поступлю правильно. Я буду делать то, что знаю, что это правильно. Мы будем двигаться вперед».