Почему министр образования Польши сделал заявление об экстрадиции ветерана дивизии Галичина Гуньки — Вятрович
Украинский историк, народный депутат от Европейской солидарности Владимир Вятрович в интервью Радио NV объяснил, почему польский министр образования Пшемыслав Чарнек сделал заявление об экстрадиции ветерана дивизии Галичина Ярослава Гунько.
Комментируя это заявление Чарнека, Вятрович признал в эфире Radio NV, что «информационная истерика» вокруг эпизода с Гунькой в канадском парламенте усилила противоречия, которые возникли между Польшей и Украиной из-за экспорта зерна.
«Должны констатировать, что польские политики в раже своей предвыборной кампании не гнушаются антиукраинскими темами для того, чтобы получить себе дополнительную благосклонность. Откровенно антиукраински настроенных слоев населения в Польше не так много, но, видите, именно за них сейчас разворачивается борьба между правящей партией ПиС и еще более правыми политическими силами, такими как Конфедерация. Поэтому звучат абсолютно абсурдные заявления министра образования об экстрадиции. Несмотря на то, чем закончится это все дело с Гунькой, политические последствия такого рода заявлений уже есть. Они уже ухудшают польско-украинские отношения», — подчеркнул историк.
22 сентября, во время заседания парламента по случаю визита Зеленского в Канаду спикер канадского парламента Энтони Рота приветствовал 98-летнего ветерана СС Галичина Ярослава Гуньку и назвал его «героем». После этого парламент приветствовал его аплодисментами.
Гунька во время Второй мировой войны служил в 14-й гренадерской дивизии Ваффен-СС, также известной как дивизия Галичина — добровольческом подразделении, которое состояло преимущественно из этнических украинцев под командованием нацистов.
Членов дивизии обвиняют в убийстве польских и еврейских гражданских, хотя Нюрнбергский трибунал не признал подразделение виновным ни в каких военных преступлениях.
Из-за скандала, который возник в результате этого, Рота подал в отставку.
Тем временем министр образования Польши Пшемыслав Чарнек заявил, что он «сделал шаги» по экстрадиции Гуньки.