Зачем РФ демонстративно испытывает тактические ядерные силы и усилила прямые угрозы в адрес Запада — разбор ISW
Решение России провести учения тактических ядерных сил, а также угрозы Москвы ударить по военным объектам Британии является частью ее попыток сорвать помощь Украине через гибридную тактику «рефлексивного контроля», то есть попыток удержать Запад от помощи Украине.
Об этом говорится в новой сводке Института изучения войны.
Кремль снова усиливает кампанию "рефлексивного контроля", используя ядерные угрозы и дипломатические манипуляции, чтобы повлиять на решения Запада, в том числе и в отношении Украины. Аналитики ISW напоминают, что рефлексивный контроль «является ключевым элементом российского инструментария гибридной войны». Это тактика, которая опирается на формирование поведения противника путем целевой риторики и информационных операций таким образом, чтобы оппонент добровольно действовал так, как выгодно России. Специалисты Института напоминают, что одним из теоретиков этого подхода был советско-американский математик Владимир Лефевр [эмигрировал из СССР в США в 1970-х, умер в США в 2020 — прим. ред.]. Он определил рефлексивное управление как «процесс передачи мотивов принятия решения» противнику путем «провокаций, интриг, маскировки [намерений], создания фальшивых объектов и лжи всех видов». Россия часто использовала именно такой подход, бряцая ядерным оружием в течение полномасштабного вторжения в Украину, чтобы заставить Запад (противника, которого Россия сама себе определила) прекратить оказывать военную поддержку Украине, напоминают в ISW. Именно поэтому аналитики Института называют это бряцание ядерным оружием «часто используемой формой рефлексивного управления» со стороны России.
Частью такого подхода является новый шаг Москвы: 6 мая Минобороны России сообщило, что Владимир Путин поручил российскому Генштабу подготовиться к проведению учений нестратегических (тактических) ядерных сил "для отработки подготовки и применения" тактического ядерного оружия. В РФ заявили, что в учениях будут участвовать ракетные формирования Южного военного округа России, а также российская авиация и военно-морские силы.
Нестратегическое или тактическое ядерное оружие — это ядерные боеприпасы, средствами доставки которых являются носители, обладающие относительно малой мощностью (по сравнению со стратегическим оружием), например несколько килотонн в тротиловом эквиваленте. К их числу могут относиться ракеты малой дальности, авиабомбы, боеголовки для торпед и другие виды оружия, но не стратегические межконтинентальные ракеты [прим. ред.]
При этом российские министерства обороны и иностранных дел заявили, что эти ядерные учения Россия проведет в ответ на «провокационные заявления и угрозы», к которым якобы прибегли западные чиновники в отношении РФ. МИД России также обвинил США в развертывании наземных ракет средней и малой дальности «в различных регионах мира», что якобы позволяет России ответить зеркально. В заявлении российского МИД также утверждается, что Москва будет рассматривать передачу самолетов F-16 в Украину как провокацию, поскольку считает их «носителями ядерного оружия». Эту шаблонную угрозу российские чиновники высказывали с тех пор, как западные страны летом 2023 года впервые взяли на себя обязательства предоставить F-16 Украине. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев обвинил официальных лиц США, Франции и Великобритании в том, что они якобы рассматривают возможность отправить свои войска в Украину, и заявил, что это оправдывает испытания Россией ее тактического ядерного оружия. Медведев также прямо угрожал «мировой катастрофой» в результате якобы «вмешательства» Запада в войну РФ против Украины и угрожал ударами России по Вашингтону, Парижу и Лондону.
Российские чиновники, и особенно Медведев, являются «критически важными» элементами усилий России в использовании ядерной риторики как формы рефлексивного контроля, напоминает ISW. Они постоянно привязывают учения ядерных сил и расплывчатые угрозы ядерного «возмездия» к важным политическим решениям Запада по войне в Украине. Таким образом Москва пытается заставить западных чиновников, ответственных за принятие решений, сдержать и уменьшить поддержку Украины.
Нынешнее возрождение ядерной риторики со стороны Москвы, на этот раз в форме запланированных тактических ядерных учений, совпадает с неотвратимым поступлением новых партий западного оружия в Украину. Поэтому РФ, вероятно, использует информационную операцию вокруг ядерного оружия, чтобы помешать западным партнерам Украины обеспечивать ВСУ дополнительной военной поддержкой и запугать западных чиновников, чтобы они не позволяли ВСУ использовать предоставленные системы вооружения для ударов по законным военным целям в России.
В то же время ISW продолжает оценивать, что Россия вряд ли применит тактическое ядерное оружие на поле боя в Украине или где-либо еще.
Аналитики ISW также обратили внимание, что на этот раз РФ расширила свою кампанию против действий западных правительств в поддержку Украины, поскольку МИД РФ вызвал послов Великобритании и Франции в Москве. Поводом стало заявление министра иностранных дел Великобритании Дэвида Кэмерона о том, что Украина имеет право наносить удары по военным объектам на территории России, а также якобы «воинственные заявления французского руководства и рост участия Франции в конфликте в Украине». В Институте изучения войны рассматривают российские угрозы этим странам — в частности относительно ударов по «любым британским военным объектам и технике на территории Украины и за ее пределами» — как очередную попытку помешать Франции и Британии, а также остальным странам Запада, оказывать дальнейшую поддержку Украине.