«Путину нужна добыча, а ее и не видно». Почему восстановление границ Украины 1991 года еще возможно и на что рассчитывают в Кремле — интервью
Политолог, политтехнолог Аббас Галлямов в интервью Radio NV — о настроениях в Кремле накануне президентских выборов в США; почему диктатор Владимир Путин не может завершить войну, если не захватит четыре области Украины, и что при этом стоит делать Украине для победы.
— Понимаете ли вы, какие настроения или какие ожидания царят в Кремле? Уверены ли там, что Дональд Трамп — их человек или человек, с которым можно будет договориться на выгодных для себя условиях?
— У меня нет стопроцентной уверенности, что они считают Трампа своим человеком. Хотя, конечно, иногда он ведет себя так, словно он действительно является их человеком.
Но даже если они не считают себя «хозяевами» Трампа, во всяком случае, конечно же, они видят в нем союзника, то есть политическую силу гораздо более выгодную для Путина, чем демократы.
Понимаете, у Трампа есть самое главное, что нужно Путину. В отличие от основного западного политического мейнстрима, который относится к Путину, как к маргиналу… Да, он хозяин большой страны с ядерным оружием, поэтому надо с ним считаться, надо вести с ним переговоры, надо пытаться избежать эскалации. Тем не менее, он маргинал: став на путь авторитаризма, став на путь войны, он делает что-то ненормальное, чего нормальный человек, нормальный политик делать не должен. Поэтому он пария.
А Трамп относится к Путину, как к абсолютно нормальному политику. То есть словно бы Путин такой же, как [президент Франции Эммануэль] Макрон. Как будто он выиграл демократические выборы, как будто не уничтожил оппозицию, как будто в стране есть свобода слова, как будто он не ведет агрессивные войны.
И вот из этой базовой предпосылки нормализации Путина вытекает большое количество частных следствий. Например, можно претендовать на то, чтобы организовать новую «Ялту», о чем в стратегическом плане мечтает Кремль, — разделить мир на зоны влияния и, соответственно, править так, как это было долгие годы после Второй мировой войны. Мы на своей территории, вы — на своей, друг к другу не лезем, а конкурируем в странах третьего мира.
Естественно, для украинцев это совершенно неутешительная новость. Потому что при таком разделе, конечно, Украина попадет в зону интересов России. И Трамп, так сказать, умоет руки. Скажет: «Ребят, пожалуйста, там вы хозяева теперь». Поэтому Трамп выгоден Путину, это очевидно.
— Последние несколько месяцев очень часто появлялись сообщения о том, что готовятся какие-то переговоры или что они могут состояться. Но как со стороны Украины, так и со стороны России все время шли какие-то возражения. И официальные были заявления, что никакие переговоры не готовятся. В Кремле говорили: «Мы в переговорах не заинтересованы». Но это все официально. А неофициально: видите ли вы какие-то признаки, что Кремль заинтересован в переговорах? Мы знаем, что в переговорах вроде тех, что были в Стамбуле, они всегда заинтересованы. Но я сейчас говорю о немного других переговорах — те, которые им не совсем выгодны.