Ярузельський плюс Ким Ир Сен. Как еще в конце 1980-х Польша делилась с КНДР секретной информацией и западными военными технологиями
В самом центре Варшавы находится одно из самых странных дипломатических учреждений в Польше - Посольство Северной Кореи. Впрочем, сегодня мало кто помнит короткую, но яркую историю сотрудничества поляков с северокорейцами в конце 1980-х годов.
«Обе стороны единодушно поддержали укрепление и развитие дружеских отношений и сотрудничества между органами безопасности обеих стран, когда, в соответствии с глубоким вниманием и заботой руководителей Польской народной республики и Корейской народно-демократической республики, расширяются и развиваются традиционно братские отношения между нашими народами во всех сферах», — такую фразу содержит протокол переговоров между делегациями Министерства внутренних дел ПНС и Министерства государственной безопасности Северной Кореи от 4 июня 1985 года.
Зависимая от Москвы коммунистическая Польша развивала дружескую дипломатию с Северной Кореей еще с 1950-х годов. В частности, после Соглашения о перемирии в Пханмунджоме от 27 июля 1953 года польская сторона, вместе с Китаем, помогли присоединиться Северной Корее к Комиссии по репатриации нейтральных стран (NNRC) и Комиссии по наблюдению нейтральных стран (NNSC) — как представительнице коммунистического блока.
Это был первый международный дипломатический успех тоталитарного государства Ким Ир Сена. Зато в 1960-е годы поляки свернули все программы, а дружбу с северными корейцами отложили. Первый секретарь Центрального комитета Польской объединенной рабочей партии Польши Эдвард Герек был не слишком заинтересован в политических и экономических контактах с КНДР. Известно, что он был единственным представителем стран Варшавского блока (Страны социалистического лагеря, под прямым влиянием СССР), который отказался посетить Северную Корею по приглашению ее лидера.
Однако польская военно-силовая элита имела другую позицию. В частности, опытом Северной Кореи очень интересовался Войцех Ярузельский, министр национальной обороны Польши с 1968 по 1983 год. В 1977 году он впервые прибыл в Пхеньян и встретился с главой КНДР Ким Ир Сеном и министром национальной обороны страны О Джин У. Они договорились о сотрудничестве.
«Польская сторона не имеет материалов об американских войсках, дислоцированных в Южной Корее, и когда она получит любую информацию по этому вопросу, то передаст ее корейской стороне; корейская сторона заверила, что в случае получения материалов, связанных с НАТО, она направит их во II управление Генштаба Войска Польского», — читаем в Меморандуме о корейских усилиях по налаживанию сотрудничества между военной разведкой КНДР и II Управлением Генерального штаба ПНР от 24 апреля 1978 года.
Впоследствии, в 1984 году, Ким Ир Сен посетил Польшу, а в 1986-м Ярузельский ответил взаимностью поездкой в КНДР. Генерал со стороны Польши подписал с Северной Кореей Декларацию о дружбе и сотрудничестве. Это означало максимальное поднятие уровня международных отношений. Только за 1986 по 1987 год более 280 польских делегаций посетили Пхеньян.
Однако мольбы Северной Кореи бойкотировать Олимпиаду в Сеуле 1988 года немного попортили отношения. В дополнение, Варшава официально установила в 1989 году дипломатические отношения с Южной Кореей — тогда возмущению режима Ким Ир Сена не было предела. Но отношения страны не разорвали и сотрудничество продолжилось.
Генерал Ярузельский имел определенное предостережение относительно КНДР, однако после поездки порекомендовал руководству Польши укрепить политические и экономические отношения с Северной Кореей. Особенно его интересовало сотрудничество в сфере разведки, он считал, что сможет получить от Пхеньяна полезную информацию.
«Вопреки одобрению Ярузельского, обмены между военными и разведданными оставались весьма ограниченными в 1970-х годах, — пишет польский историк Марек Гандерек, — Хотя КНДР несколько раз предлагала Управлению II Генерального штаба Войска Польского, чтобы военные разведывательные службы двух стран обменивались информацией о войсках США и НАТО, на практике корейцы не предоставили полякам ценной информации».
Все изменилось, когда в Польше на политическую арену вышло профсоюзное рабочее движение Солидарность, против которого лично выступал Ярузельский. Генерал был вынужден маневрировать между настроениями польского общества и угрозой полной военной оккупации из Кремля. По его инициативе в ночь с 12 на 13 декабря 1981 года в стране объявили военное положение. Тогда западные страны наложили на польское руководство экономические санкции, зато Пхеньян протянул «дружескую» руку помощи. Для польских спецслужб северокорейский опыт подавления несогласных был полезен.