Как это делается в Нью-Йорке. Джед Санден — о настроениях в США, президенте Трампе и собственном проекте, поддерживающем политиков-адвокатов Украины
Джед Санден, председатель Американо-украинского комитета политического действия, — о том, как меняется отношение к Украине в США, что будет, если на выборах победит Дональд Трамп, и о своей ностальгии по тем 15 годам, что он провел в Киеве.
«Я приехал в Украину, когда мне было 23 года, открыл [газету] Kyiv Post до того, как мне исполнилось 25, построил медиакомпанию, в состав которой входили [журнал] Корреспондент и [интернет-портал] Bigmir.net. Семнадцать лет я руководил этим бизнесом, конечно я люблю Украину, и ее судьба мне важна!» — эмоционально объясняет NV Джед Санден, американский предприниматель и бывший влиятельный медиаменеджер в Украине.
NV встречается с Санденом чтобы обсудить особенности продвижения украинской повестки дня в США, потому что именно этим теперь занимается предприниматель, который еще в 2009 году вышел из медиабизнеса в Украине и переехал в Нью-Йорк.
На третьем году большой войны он основал Американо-украинский комитет политического действия — организацию, которая занимается сбором средств в поддержку американских законодателей в Конгрессе, отстаивающих интересы Украины.
«Я, как и все, изначально закупал медикаменты и дроны, а потом понял, что не закуплю столько дронов, сколько нужно для победы, впрочем, могу быть эффективным в другом», — добавляет Санден.
О том, как это — продвигать украинские интересы в американской политике, как работать с конгрессменами и обществом, о типичных ошибках, которые делают украинцы в развитии американо-украинских отношений, а также о перспективе американских выборов и особенностях работы с темой Украины в избирательный период, он рассказывает NV.
— Давайте поговорим об Американско — украинском комитете политического действия, основателем которого вы являетесь. Чем именно занимается этот комитет — это лоббистская организация?
— Поскольку в Украине не очень развита культура лоббизма и политической адвокации, то позвольте я вам более широко объясню, как это устроено в США. Есть три основных метода политического влияния на представительскую демократию в США. Первый — это адвокация. Как гражданин, я могу адвокатировать определенные вопросы перед свои представителем на национальном уровне, требовать от него определенных действий, привлекать других граждан, привлекать внимание к вопросу — все это адвокация. Как бизнес или иностранное правительство, я не имею таких же прав как гражданин, поэтому я нанимаю своего представителя, который отстаивает мои интересы, а я оплачиваю его услуги — это лоббизм.
То, чем занимается Комитет политического действия — не адвокация и не лоббизм, мы, как граждане США, занимаемся фандрайзингом среди других граждан США для тех политических фигур, которые являются сторонниками Украины в американской политике. Если вы занимаетесь адвокацией, то вы требуете от своего представителя действий, если вы Комитет политического действия — вы благодарите за поддержку Украины. Если бы мы что-то требовали от представителя, то это было бы уже взяточничеством и преступлением, здесь принципиальная грань. Мы можем сказать: «Спасибо вам за поддержку Украины». Мы можем проинформировать, почему поддержка Украины важна, но не более.
Политики заняты, они должны беспокоиться о многих громких проблемах. В США это прежде всего налоги, иммиграция, преступность. Поэтому главная борьба — это борьба за их внимание. Как Комитет, который занимается фандрейзингом, мы можем говорить такому политику: для нас, как для граждан США, много значит то, что вы поддерживаете Украину, поэтому мы хотим вас поблагодарить и пожертвовать на вашу кампанию деньги. Объяснять, почему поддержка Украины важна и в интересах Америки, не так сложно, потому что у США и Украины, на самом деле, много общих целей и стремлений, многие наши идеи пересекаются.
— Какие основные трудности в продвижении украинской повестки дня в период выборов в Вашингтоне и в США в целом?