Наблюдать за подлодками из РФ на Балтике. Швеция предлагает скандинавским соседям свой «уникальный» самолет-разведчик GlobalEye — FT

24 марта, 17:53
Шведский самолет-разведчик GlobalEye производства компании Saab (Фото: www.saab.com)

Шведский самолет-разведчик GlobalEye производства компании Saab (Фото: www.saab.com)

Шведская компания Saab обратилась к странам Скандинавии с призывом использовать ее самолеты-разведчики GlobalEye для патрулирования — в том числе и для того, чтобыотслеживать подводные лодки РФ и теневой флот нефтяных танкеров РФ в Балтийском море.

Об этом сообщается 24 марта в статье The Financial Times со ссылкой на источники в шведском правительстве и промышленности.

По их словам, контролируемая семьей Валленбергов, продвигает свои самолеты GlobalEye в качестве основы для совместных усилий по наблюдению между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией.

Реклама

«Один из многих европейских оборонных подрядчиков, стремящихся получить выгоду от роста военных расходов после вторжения России в Украину, а также от колебаний президента США Дональда Трампа в отношении континента, Saab, как ожидается, также выиграет от растущей осторожности в отношении зависимости от американской военной продукции», — пишет FT.

Гендиректор Saab Микаэль Йоханссон заявил в комментарии изданию, что «очень большой интерес» к вышеуказанным самолетам проявляют четыре скандинавские страны, которые теперь все являются членами НАТО (Финляндия и Швеция присоединились к Альянсу в 2023 и 2024 годах).

«Как нам защитить Балтийское море? Как мы смотрим на Арктику? Должны ли мы иметь общий потенциал для круглосуточного наблюдения в Северных странах? Это естественный шаг в сотрудничестве с НАТО», — заявил он.

Как отмечает FT, Saab, восьмая по величине оборонная компания в Европе, обладает необычайно широким портфелем продукции. Помимо самолетов-разведчиков по типу GlobalEye (главным конкурентом которого является E-7 Wedgetail от корпорации Boeing), она также производит истребители, подводные лодки и датчики.

GlobalEye представляют собой модернизированные бизнес-джеты Bombardier Global 6000 или 6500, оснащенные 10-метровым радаром Erieye и многочисленными сенсорами. Самолет способен отслеживать цели в воздухе в радиусе 650 км, а на земле — до 425 км. Он может обнаруживать беспилотники на расстоянии от 100 до 600 км, в зависимости от их размеров.

Глава Минобороны Швеции Пол Йонсон подтвердил открытость страны к международному сотрудничеству в данном вопросе.

«Если другие страны заинтересованы в эксплуатации GlobalEye вместе с нами, мы будем это только приветствовать», — сказал чиновник.

Как заявил изданию Карл-Йохан Бергхольм, руководитель отдела наблюдения в Saab, технологии в GlobalEye примерно на десятилетие опережают технологии в Wedgetail. Однако в НАТО выбрали именно продукт Boeing в качестве своего стандартного самолета наблюдения. Однако шведские инженеры считают, что войска НАТО может использовать и продукт Saab, и продукт Boeing.

Ка пишет FT, усилия Saab по продвижению своего самолета предпринимаются в то время, когда несколько скандинавских стран обсуждают, как решить проблему наблюдения.

Лидер крупнейшей партии в парламенте Швеции — левоцентристских социал-демократов — Магдалена Андерссон еще в январе 2025 года заявляла, что страна должна обсудить с другими северными государствами заказ четвертого самолета GlobalEye и обеспечит непрерывный контроль за Скандинавией.

По ее словам, еще один самолет такого типа позволит осуществлять полный мониторинг региона, включая российские подводные лодки и теневой флот нефтяных танкеров РФ в Балтийском море.

Директор по вопросам Северной Европы аналитического центра Atlantic Council Анна Висландер заявила, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО открыло возможность для усиления региональной противовоздушной обороны.

«Если вы возьмете ракетную часть, элемент наблюдения, а также 240 современных истребителей, у вас есть три измерения, чтобы создать надежный щит над Северной Европой», — сказала она.

Однако, как отмечает издание, Saab может производить ограниченное количество GlobalEye за год и сейчас участвует в тендерах на поставку самолетов-разведчиков во Францию, Южную Корею и Канаду.

Тем не менее, несмотря на рост интереса к продукции Saab, не все страны Северной Европы готовы немедленно присоединиться к инициативе. К примеру, майор норвежкой армии Андерс Ландер отметил в комментарии FT, что официальный Осло доволен действующим сотрудничеством с НАТО в сфере разведки.

На вышеуказанном фоне акции Saab за последний месяц выросли на 70%, поскольку инвесторы ожидают, что рост оборонных расходов в Европе принесет компании значительные прибыли, пишет издание.

Также помимо продвижения GlobalEye, руководство Saab также рассматривает возможность создания истребителя нового поколения, который в перспективе должен заменить Gripen. По словам гендиректора Saab Йоханссона, в компании еще не определилась, нужно ли разрабатывать самолет самостоятельно, либо же в партнерстве с другими производителями.

«Сейчас в Европе строить истребители способны только мы и Франция. Оставим ли мы этот проект чисто шведским или пойдем на партнерство — пока не знаю», — подытожил Йоханссон.

25 сентября 2024 года генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон заявил, что компания рассматривает открытие производственных мощностей в Украине.

«Мы должны помочь Украине нарастить суверенный потенциал и возможности, поэтому нам необходимо наладить партнерство с украинской промышленностью в Украине, а также с украинской промышленностью, которая вышла за ее пределы», — сказал он.

18 марта 2025 года в Saab объявили о разработке мобильного зенитного комплекса для борьбы с дронами, создание которого заняло рекордные 84 дня.

В состав него входят радиолокационная станция, оптические системы наблюдения и вооружение. Один из автомобилей комплекса несет дистанционно управляемую зенитную систему Trackfire с пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм, а другой оснащен поворотной радиолокационной станцией Giraffe 1X, которая обнаруживает воздушные цели и передает их координаты первому автомобилю.

Показать ещё новости