Наблюдать за подлодками из РФ на Балтике. Швеция предлагает скандинавским соседям свой «уникальный» самолет-разведчик GlobalEye — FT
Шведский самолет-разведчик GlobalEye производства компании Saab (Фото: www.saab.com)
Шведская компания Saab обратилась к странам Скандинавии с призывом использовать ее самолеты-разведчики GlobalEye для патрулирования — в том числе и для того, чтобыотслеживать подводные лодки РФ и теневой флот нефтяных танкеров РФ в Балтийском море.
Об этом сообщается 24 марта в статье The Financial Times со ссылкой на источники в шведском правительстве и промышленности.
По их словам, контролируемая семьей Валленбергов, продвигает свои самолеты GlobalEye в качестве основы для совместных усилий по наблюдению между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией.
«Один из многих европейских оборонных подрядчиков, стремящихся получить выгоду от роста военных расходов после вторжения России в Украину, а также от колебаний президента США Дональда Трампа в отношении континента, Saab, как ожидается, также выиграет от растущей осторожности в отношении зависимости от американской военной продукции», — пишет FT.
Гендиректор Saab Микаэль Йоханссон заявил в комментарии изданию, что «очень большой интерес» к вышеуказанным самолетам проявляют четыре скандинавские страны, которые теперь все являются членами НАТО (Финляндия и Швеция присоединились к Альянсу в 2023 и 2024 годах).
«Как нам защитить Балтийское море? Как мы смотрим на Арктику? Должны ли мы иметь общий потенциал для круглосуточного наблюдения в Северных странах? Это естественный шаг в сотрудничестве с НАТО», — заявил он.
Как отмечает FT, Saab, восьмая по величине оборонная компания в Европе, обладает необычайно широким портфелем продукции. Помимо самолетов-разведчиков по типу GlobalEye (главным конкурентом которого является E-7 Wedgetail от корпорации Boeing), она также производит истребители, подводные лодки и датчики.
GlobalEye представляют собой модернизированные бизнес-джеты Bombardier Global 6000 или 6500, оснащенные 10-метровым радаром Erieye и многочисленными сенсорами. Самолет способен отслеживать цели в воздухе в радиусе 650 км, а на земле — до 425 км. Он может обнаруживать беспилотники на расстоянии от 100 до 600 км, в зависимости от их размеров.
Глава Минобороны Швеции Пол Йонсон подтвердил открытость страны к международному сотрудничеству в данном вопросе.
«Если другие страны заинтересованы в эксплуатации GlobalEye вместе с нами, мы будем это только приветствовать», — сказал чиновник.
Как заявил изданию Карл-Йохан Бергхольм, руководитель отдела наблюдения в Saab, технологии в GlobalEye примерно на десятилетие опережают технологии в Wedgetail. Однако в НАТО выбрали именно продукт Boeing в качестве своего стандартного самолета наблюдения. Однако шведские инженеры считают, что войска НАТО может использовать и продукт Saab, и продукт Boeing.
Ка пишет FT, усилия Saab по продвижению своего самолета предпринимаются в то время, когда несколько скандинавских стран обсуждают, как решить проблему наблюдения.
Лидер крупнейшей партии в парламенте Швеции — левоцентристских социал-демократов — Магдалена Андерссон еще в январе 2025 года заявляла, что страна должна обсудить с другими северными государствами заказ четвертого самолета GlobalEye и обеспечит непрерывный контроль за Скандинавией.
По ее словам, еще один самолет такого типа позволит осуществлять полный мониторинг региона, включая российские подводные лодки и теневой флот нефтяных танкеров РФ в Балтийском море.
Директор по вопросам Северной Европы аналитического центра Atlantic Council Анна Висландер заявила, что вступление Швеции и Финляндии в НАТО открыло возможность для усиления региональной противовоздушной обороны.
«Если вы возьмете ракетную часть, элемент наблюдения, а также 240 современных истребителей, у вас есть три измерения, чтобы создать надежный щит над Северной Европой», — сказала она.
Однако, как отмечает издание, Saab может производить ограниченное количество GlobalEye за год и сейчас участвует в тендерах на поставку самолетов-разведчиков во Францию, Южную Корею и Канаду.
Тем не менее, несмотря на рост интереса к продукции Saab, не все страны Северной Европы готовы немедленно присоединиться к инициативе. К примеру, майор норвежкой армии Андерс Ландер отметил в комментарии FT, что официальный Осло доволен действующим сотрудничеством с НАТО в сфере разведки.
На вышеуказанном фоне акции Saab за последний месяц выросли на 70%, поскольку инвесторы ожидают, что рост оборонных расходов в Европе принесет компании значительные прибыли, пишет издание.
Также помимо продвижения GlobalEye, руководство Saab также рассматривает возможность создания истребителя нового поколения, который в перспективе должен заменить Gripen. По словам гендиректора Saab Йоханссона, в компании еще не определилась, нужно ли разрабатывать самолет самостоятельно, либо же в партнерстве с другими производителями.
«Сейчас в Европе строить истребители способны только мы и Франция. Оставим ли мы этот проект чисто шведским или пойдем на партнерство — пока не знаю», — подытожил Йоханссон.
25 сентября 2024 года генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон заявил, что компания рассматривает открытие производственных мощностей в Украине.
«Мы должны помочь Украине нарастить суверенный потенциал и возможности, поэтому нам необходимо наладить партнерство с украинской промышленностью в Украине, а также с украинской промышленностью, которая вышла за ее пределы», — сказал он.
18 марта 2025 года в Saab объявили о разработке мобильного зенитного комплекса для борьбы с дронами, создание которого заняло рекордные 84 дня.
В состав него входят радиолокационная станция, оптические системы наблюдения и вооружение. Один из автомобилей комплекса несет дистанционно управляемую зенитную систему Trackfire с пулеметами калибра 12,7 мм и 7,62 мм, а другой оснащен поворотной радиолокационной станцией Giraffe 1X, которая обнаруживает воздушные цели и передает их координаты первому автомобилю.