Некоторые освобожденные белорусские политзаключенные отказываются принудительно покидать страну
Николай Статкевич после освобождения в 2015 году (Фото: Tut.by)
Некоторые белорусские политзаключенные после освобождения в четверг, 11 сентября, отказываются выезжать из страны, сообщают издания Еўрарадыё и Белсат.
Среди тех, кто не планирует покидать страну, — один из лидеров оппозиции и бывший кандидат в президенты Николай Статкевич, активист Европейской Беларуси Максим Винярский, философ Владимир Мацкевич и профсоюзный активист Геннадий Фединич.
Политики отметили, что освобождение с последующим принудительным выдворением является формой депортации, которая, согласно статье 7 Римского статута Международного уголовного суда, может считаться преступлением против человечества.
Хотя Беларусь не подписывала Римский статут, Литва, куда планировался вывоз политзаключенных, является его участником.
Один из бывших политзаключенных рассказал, что Статкевичу пришлось ногой выбить дверь автобуса, чтобы выйти на беларусской стороне границы.
11 сентября Лукашенко решил помиловать 14 иностранцев, которых держали в тюрьмах «за шпионскую деятельность, участие в экстремистской и террористической деятельности и совершение других преступных деяний на территории страны».
Отмечается, что среди помилованных шестеро граждан из Литвы, один из Франции и один из Великобритании, а также по двое из Латвии, Польши и Германии.
Президент Литвы Гитанас Науседа в свою очередь сообщил, что в страну из Беларуси 11 сентября прибыло 52 политзаключенных.
11 сентября в Беларусь прибыл спецпредставитель США по вопросам Украины и Беларуси Джон Коул. В пресс-службе Лукашенко заявляли, что американский спецпосланник должен обсудить с самопровозглашенным белорусским президентом вопрос обмена политзаключенными.
Также Коул, согласно видеотрансляции пресс-службы главы Беларуси, заявил, что США снимают санкции с белорусской авиакомпании Белавиа.
В августе Rzeczpospolitа писало, что Лукашенко ведет переговоры с представителями США, на которых обсуждается вопрос освобождения политзаключенных в обмен на смягчение санкций.