Так кто такие туареги? Кто разгромил вагнеровцев в Мали, что происходит в этой стране и что делают там российские наемники
Одним из самых резонансных событий в конце июля стал неожиданный и, вероятно, крупнейший разгром наемников ЧВК Вагнера в Мали, где местные туареги и вооруженные антиправительственные группировки убили десятки вагнеровцев — по предварительным данным, более 80 российских боевиков.
NV напоминает, что происходит сейчас в Мали, почему и между кем там идет война, кто такие туареги и как ЧВК Вагнера с 2021 года помогает местной военной хунте, совершившей государственный переворот.
Кто такие туареги, что происходит в Мали и что там делает ЧВК Вагнера
Мали — это восьмая по величине страна в Африке, расположенная в западной части континента в северном полушарии. Ее население достигает около 22 млн, из которых более двух третей — это молодежь в возрасте до 25 лет. Столица Мали — город Бамако, важный речной порт на реке Нигер. Страна является бывшей колонией Франции.
Уже более десятилетия, с начала 2012-го, между южной и северной частями Мали продолжается война. Борьбу против правительства Мали, которое контролирует юг страны, ведут несколько повстанческих групп. Они утверждают, что пытаются добиться независимости или большей автономии для северной части Мали, которую называют Азавад и в составе которой видят до 60% территории страны.
Ключевой организацией повстанцев стало Национальное движение за освобождение Азавада (MNLA) — военно-политическая организация малийских туарегов, которые считают север Мали своей родиной. Еще в 2012 они объявили, что будут воевать за независимость этого региона «до тех пор, пока Бамако [столица Мали] не признает независимость Азавада».
Туареги, которые ведут эту вооруженную борьбу — это большая этническая группа, происходящая от берберов, коренного этноса Северной Африки. Традиционно они были кочевыми скотоводами. Туареги населяют огромные территории африканского континента в нескольких странах, охватывающих Сахару и простирающихся от юго-западной Ливии до южных районов Алжира, Нигера, Мали и Буркина-Фасо, вплоть до северной части Нигерии. Их традиционная социальная структура является клановой и предполагает кастовую иерархию.
Сегодня туареги являются полукочевым народом, который исповедует ислам и обусловил его распространение в Северной Африке и регионе Сахель, простирающемся от запада до востока Африки на южной границе пустыни Сахара.
Малийские туареги получили боевой опыт во время войны в Ливии в 2011 году, когда правительство Муаммара Каддафи привлекало их на службу в качестве наемников. После того, как власть Каддафи была свергнута, вооруженные туареги вернулись в Мали. В октябре 2011 года было создано Национальное движение за освобождение Азавада на севере страны, а в январе 2012-го туареги начали свою вооруженную борьбу за независимость этого региона.
Им удалось взять под контроль север Мали, а в первые месяцы войны — даже временно захватить несколько крупнейших городов этого региона. После этого повстанцы заявили, что достигли своих целей и объявили о «независимости Азавада».
Однако впоследствии контроль над этими городами перехватили бывшие союзники туарегов — исламистская группа Ansar Dine. Исламисты выступали за введение строгих законов шариата в захваченном регионе Мали, поэтому туареги итоге не нашли общего видения с радикальными исламистскими группировками. Тогда как исламисты стали новой угрожающей силой в этом и соседних регионах, включая Буркина-Фасо и Нигер.
Тем временем правительство Мали попросило иностранной военной помощи, чтобы восстановить контроль над северными районами страны. В январе 2013 года военные Франции начали операции против исламистов, захвативших этот регион. Впоследствии к ним присоединились силы нескольких государств Африканского Союза. Уже к февралю 2013-го международная коалиция вытеснила исламистов из крупных северных городов Мали.
В 2013—2015 годах продолжались попытки заключить перемирие и договоренности между правительством Мали и повстанцами-туарегами. Самое весомое из таких соглашений туареги подписали с правительством Мали в 2015 году в Алжире, однако это не принесло спокойствие региону.
Антиправительственное движение на севере не утихло, вооруженные нападения продолжили вести более радикальные исламистские группировки. При этом именно на исламистские группы, связанные с Аль-Каидой и ИГИЛ, возлагают ответственность за жестокие нападения на гражданское население, многочисленные случаи убийств и расправ, блокады поселений. В последние годы в Мали разворачивался один из худших гуманитарных кризисов в мире. По состоянию на 2024 год более 7 млн человек зависят от гуманитарной помощи, среди них около 400 000 являются внутренне перемещенными лицами.
Хотя с 2013 года для стабилизации ситуации в Мали действовала миссия ООН (MINUSMA), она стала самой смертоносной в истории этой организации. За десять лет работы было зафиксировано 175 случаев гибели миротворцев ООН в результате «злонамеренных действий» в этом регионе, что превышает этот же показатель в любых других миссиях ООН.
Попытки положить конец войне в Мали окончательно сорвались после двух военных переворотов в 2020 и 2021 годах. Власть в стране захватила военная хунта, которая фактически выгнала из страны и миротворцев ООН, и силы Франции (в 2023 году), вместо этого привлекая в поддержку армии Мали российских наемников ЧВК Вагнера. Формально с тех пор именно они стали союзниками нового «правительства» Мали в борьбе с исламистами. Именно так российские боевики-вагнеровцы, в деятельности которых африканский континент еще во времена Евгения Пригожина стал «опорным», наращивали свое присутствие в этой стране начиная с 2021 года.
Летом 2023-го, вскоре после неудачного мятежа Пригожина в России, журнал The Economist в деталях описал, как построена империя ЧВК Вагнера в Африке. Тогда издание подчеркнуло, что официальных оценок количества вагнеровцев в Африке нет, однако аналитики предполагают, что в целом на континенте их дислоцировано несколько тысяч, больше всего — именно в Мали и ЦАР.
После гибели Пригожина летом 2023 года и фактического расформирования ЧВК Вагнера те вагнеровцы, которые не заключили контракт с армией РФ, в основном отправились именно в Африку, в том числе и в Мали, напоминает Радио Свобода. Власти РФ пытались взять под контроль эти силы, создав из остатков ЧВК Вагнера Африканский корпус.
Нынешняя военная хунта в Мали во главе с полковником Ассими Гоитой, власть которой полагается на силы вагнеровцев и другие вооруженные структуры, поддерживает дружеские отношения с Россией.
Возглавляемый туарегами альянс под названием Координация движений Азавада (CMA) после ряда военных переворотов последних лет начал новую фазу борьбы с фактической властью и армией Мали. В целом туарегов представляют ряд разрозненных группировок, которые не имеют единого лидера.
Более 80 убитых: что известно об уничтожении вагнеровцев в Мали
Вечером 27 июля и в ночь на 28 июля в соцсетях начали появляться сообщения о том, что десятки боевиков бывшей ЧВК Вагнера, а также представители армии Мали были убиты повстанцами-туарегами. Эти сообщения сопровождались фото- и видеозаписями, на которых видно сгоревшую технику, тела убитых белых людей в военной форме, а также вероятных пленных.
Впоследствии сообщения об инциденте появились в информационных лентах международных агентств. В частности АР сообщило, что бой с правительственными силами, на стороне которых воюют вагнеровцы, состоялся вблизи границы с Алжиром на севере Мали. Агентство также подчеркнуло, что если данные о десятках погибших вагнеровцев подтвердятся, то эти потери стали бы самым большим ударом по наемникам Вагнера за все время их пребывания в Мали.
ВВС удалось связаться с бывшим военнослужащим ЧВК Вагнер. По данным этого источника, погибли по меньшей мере 82 наемника. Таких одновременных потерь, кроме войны в Украине, вагнеровцы не имели нигде с февраля 2018 года, когда в Сирии российские боевики попали под удар США.
ВВС также уточняет, что катастрофический разгром российских наёмников в Мали произошёл после того, как начиная с 20 июля «российские провоенные z-каналы несколько дней подряд прогнозировали скорый разгром исламских сепаратистов-туарегов, которые последние 12 лет контролируют северную часть страны». Судя по заявлениям малийской хунты, несколько дней это наступление армии Мали вместе с вагнеровцами продвигалось на границе Мали с Алжиром, пока по ним не был нанесен резонансный сокрушительный удар.
29 июля российские боевики признали потери в Мали, хотя не указали количество погибших. В Телеграм-канале Разгрузка Вагнера, который связан с руководством бывшей ЧВК Вагнера, появилась версия произошедшего от самих наемников. Они подтвердили данные АР о том, что многодневные бои шли в районе населенного пункта Тинзаватен. Боевики утверждают, что им якобы противостояли силы туарегов из Координационного движения Азавад и группировки Аль-Каиды в Сахеле. Российские наемники попытались оправдать разгром своих сил тем, что во время песчаной бури их противники якобы «провели перегруппировку и нарастили свою численность до 1000 человек». Поэтому, как утверждают российские Телеграм-каналы, боевики якобы попали в засаду.
Со стороны малийских повстанцев-туарегов этот бой прокомментировал Мохамед Эльмаулуд Рамадан — представитель коалиции CSP-DPA, выступающей за независимость региона Азавад в Мали, которого цитируют международные агентства. Он заявил, что повстанцы «разгромили всю колонну малийской армии и российских наёмников», что «враг понёс огромные потери в жизнях и технике, включая десятки убитых и раненых». Рамадан также утверждает, что некоторые «малийские солдаты и наемники из группировки Вагнера сдались бойцам туарегов».
По данным ВВС, других источников и самих боевиков известно, что в этом бою погибли несколько ведущих фигур среди вагнеровцев:
- боевик Сергей Шевченко, которого вагнеровцы называют «командиром 13-го штурмового отряда» и наступления разгромленной в Мали группы Пруд;
- администратор Телеграм-канала Grey Zone Никита Федянин, известный также как «Белый» (его смерть подтвердил источник российского агентства ТАСС) — именно этот канал был самым популярным из близких к ЧВК Вагнера.
ВВС добавляет, что в составе российской колонны, которая фактически попала в засаду, мог находиться один из самых известных командиров ЧВК Вагнера Антон Елизаров («Лотос»), но о его судьбе пока нет точной информации.
Военный эксперт, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак в интервью Radio NV напомнил, что именно Елизаров, который имеет звание «героя России» участвовал в захвате города Соледар, «когда вагнеровцы были тогда на коне».
«Резюмируем. Малийские туареги размотали „вагнеровцев“. Возможно, они просто не знали, что это элитное подразделение, и они просто нашинковали [их], как цыплят в KFC», — добавил Ступак.
Ступак также высказал три гипотетические версии, которые могут объяснить такой разгром:
- Месть российского военного командования или политического руководства «вагнеровцам» за тот недопутч, который они совершили в 2023-м году, «чтобы навсегда закрыть вопрос с ЧВК Вагнер». «Россияне отличаются тем, что могут откладывать месть в долгий ящик и мстить позже. […] Как они могли это сделать? Сдать просто позиции, координаты, и туареги сделали засаду», — предположил Ступак.
- Американцы помочь туарегам и передать определенную информацию, чтобы устроить засаду.
- Третья версия — «это может быть помощь со стороны украинских специальных служб, потому что, например, спецподразделения ГУР уже были замечены плюс-минус в той локации, на той части континента — участвовали в том, что гоняли „вагнеровцев“ грязными полотенцами по пустыне», отметил специалист.
«Поэтому одна из этих версий или несколько вместе могут иметь место», — резюмировал Иван Ступак.
Андрей Юсов, спикер Главного управления разведки Минобороны Украины, 29 июля намекнул, что «повстанцы получили необходимую информацию и не только информацию, которая позволила провести успешную военную операцию против российских военных преступников». «О деталях мы определенно не будем пока говорить, продолжение будет», — заявил он.
Юсов также напомнил, что «вагнеровцы» давно развернули в Африке активную деятельность.
«Своими наемниками пытались решать геополитические, экономические вопросы, менять или поддерживать те или иные правительства. И вот сегодня весь мир видит, что собственно это уже не тот потенциал и возможности России далеко не
Он также подтвердил, что Украина сейчас проверяет заявления повстанцев-туарегов по поводу их якобы готовности отдать украинской стороне захваченных в плен российских наемников.