Судный день. Из-за решения КС Зеленский оказался перед выбором: откат назад либо кризис с возможным движением вперед
11 судей Конституционного суда Украины бросили страну в пропасть большого кризиса, способного разрушить властную вертикаль Владимира Зеленского и даже лишить украинцев безвиза с ЕС.
До недавнего времени 57‑летний Александр Тупицкий вел размеренную жизнь состоявшегося обеспеченного человека — хорошая работа на государство, зарплата в 4,4 млн грн в год, дорогая недвижимость в личной и семейной собственности. Но 27 октября этого года от размеренности не осталось и следа: детали биографии и декларации «обеспеченного человека» стали объектом внимания журналистов и политиков, сам он превратился в важную фигуру для украинского властного олимпа, да еще и заварил такую кашу, за которую страна может расплатиться масштабным внутриполитическим кризисом и безвизом с ЕС.
Событием, перевернувшим жизнь Тупицкого, стало решение Конституционного Суда Украины (КСУ), отменившее обязательное е-декларирование для всех чиновников и судей, а также уголовную ответственность за недостоверное декларирование.
Тупицкий напрямую причастен к этому вердикту — он с 2013 года работает в КСУ, а в последнее время и вовсе руководит этим судом.
Для Украины решение, которое поддержали 11 судей КСУ из 15, стало огромной проблемой. Хотя бы потому, что работающее е-декларирование было одним из обязательных условий предоставления Евросоюзом безвиза Украине.
«Сама суть решения — защита судебной власти от исполнительной», — объяснял, потупив глаза, Тупицкий, выступая 3 ноября на брифинге. Мол, проверять судей должны только органы судебной власти, а не Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК), как это было до нынешнего вердикта КСУ. Но «спасти» от бдительного ока борцов с коррупцией лишь людей в мантиях у суда не получилось, поэтому «спасли» всех чиновников скопом.
На сегодня агентство действительно заинтересовалось декларациями некоторых подчиненных Тупицкого. Да и он сам, как выяснилось, скрыл информацию о недвижимости, имевшейся у него в оккупированном Крыму.
Появившееся 27 октября судебное решение поставило под угрозу деятельность всей антикоррупционной вертикали, заблокировав работу НАПК по большинству направлений.
В самом агентстве НВ пояснили, что речь идет о «блоке» полной проверки деклараций всех чиновников, прекращении мониторинга их образа жизни и оценки соблюдения требований законодательства в отношении финансовых отчетов политических партий, а также об остановке проверок соблюдения законодательства относительно конфликта интересов и многого другого.
В НАПК по состоянию на 28 октября начали проверку 1.006 деклараций. И завершили работу с 446 подобными документами, в 97 из которых выявили признаки уголовного правонарушения. «Решением КСУ она [уголовная ответственность за недостоверное декларирование] отменена», — констатируют в агентстве.
Действия КСУ вынудили президента Владимира Зеленского срочно собрать Совбез. На его заседании глава государства предложил законопроект о полной перезагрузке оскандалившегося суда. А затем написал колонку в Financial Times, очертив портрет тех, кто стоит за атакой на антикоррупционную систему: «Лидеры этой кампании хорошо известны: это коалиция российских марионеток и некоторые влиятельные украинские олигархи». Президент уточнил, что эти так и не названные им люди настроены против интеграции Украины в ЕС и НАТО и сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ).
Кроме того, Зеленский записал специальное обращение к депутатам фракции своей партии Слуга народа (СН), настоятельно попросив тех поддержать его законопроект.
Однако многие политики, включая и ряд представителей СН, восприняли созданный в Офисе президента проект как не соответствующий Конституции.
Поэтому в Раде появились альтернативные документы, предлагающие механизмы выхода из спровоцированного КСУ тупика. При этом антикоррупционный парламентский комитет даже не стал пока рассматривать президентский проект.
Зеленский же заговорил о досрочных парламентских выборах, если депутаты не поддержат его идею.
«Ситуация патовая. Нас ожидает многомесячная позиционная борьба вокруг решения Конституционного Суда», — уверен политолог Владимир Фесенко.