Луценко и "амбарная книга" Партии регионов. Главное из интервью спецпрокурора Сергея Горбатюка

17 мая 2019, 13:35

"Амбарная книга" Партии регионов, резонансные заявления генпрокурора Юрия Луценко и обоснованность подозрения нардепу Сергею Лещенко - эти и другие темы в интервью Радио НВ затронул спецпрокурор Сергей Горбатюк.

Мы оформили ответы начальника управления специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины в виде рассказа:

мбарная книга" Партии регионов была выдана бывшим заместителем главы СБУ Виктором Трепаком, передана в НАБУ. Соответственно, было зарегистрировано уголовное производство, если я не ошибаюсь, в мае 2016 года.

Реклама

Летом, в июле 2017 года, уголовное производство (за исключением одного эпизода по подозрению экс-главе ЦИК Михаилу Охендовскому, то есть уголовное производство по факту платежей, которые были отражены в так называемой "амбарной книге") были переданы в управление специальных расследований, которое я возглавляю. И с тех пор проводится расследование.

Вещественные доказательства, то есть листы так называемой "амбарной книги", приобщены и хранятся у нас, за исключением нескольких страниц, касающихся эпизода, оставшегося в НАБУ - подозрение Охендовскому.

Следователи сообщили о подозрении братьям Калюжным. Один был сначала помощником народного депутата, а затем народным депутатом; а другой так и оставался помощником народного депутата.

Проводились почерковедческие экспертизы как по подписям, так и по почеркам. Конечно, детали (кто, где, чьи подписи) я не раскрою, но значительное количество экспертиз подтверждает подлинность подписей или почерка.

"Амбарная книга" - это большое количество записей с 2007 по 2012 год. Конечно, есть еще предположение, что она велась и далее - до 2014 года. Соответственно, отрабатывается возможность ее установки, поиска, восстановления.

В 2018 году была ситуация, связанная с отдельными эпизодами по этому делу, когда в течение почти полгода следователи не имели возможности расследовать отдельные эпизоды: генеральный прокурор издал решение о передаче производства в НАБУ. САП вернула назад, генеральный прокурор снова передал - потом опять назад. Фактически оснований в передаче не было, не было необходимости, потому что 14 декабря у нас полномочий не было - 15-го восстанавливались, а он не подождал один день, передал.

Мы обращались в Соединенные Штаты Америки насчет самой "черной бухгалтерии" и к американскому расследованию по поводу Пола Манафорта.

В "амбарной книге" была сумма даже $6 миллионов.

Относительно возможного подозрения нардепу Сергею Лещенко: как я помню, он явно не был допрошен ко времени публикации тех страниц, которые он в мае 2016-го обнародовал, это во-первых. А во-вторых, неизвестно, были ли эти страницы в то время материалами следствия, а не просто получены им как копии каких-то других документов.

Поэтому сегодня даже с точки зрения квалификации действий именно в разглашении данных предварительного расследования я не вижу реальных оснований для сообщения о подозрении и оснований для таких заявлений генерального прокурора, потому что, кроме всего прочего, решение о том, является ли в этом случае разглашение таким, что несет вред расследованию, принимает следователь и прокурор в уголовном производстве, а не любое постороннее лицо.

С ледователь или прокурор, в частности в нашем уголовном производстве, таких решений не принимал, это первое, а одновременно генеральный прокурор без разрешения следователя разглашает данные досудебного расследования непосредственно во время пресс-конференции: то, кем были переведены или кем были получены средства, там где были записи, касающиеся передачи определенной суммы средств для лица с анкетными данными "Пол Манафорт". А он как должностное лицо Генеральной прокуратуры без предупреждения даже не имеет права этого делать.

Несомненно, высказывание Луценко в сторону Лещенко - это исключительно неправильно для руководителя государственного органа, и особенно - для прокуратуры. Любые обвинения, оскорбления и т.п., которые идут вне рамок процесса, как раз и создают впечатление о том, что прокуратура не является независимой, она является предвзятой, и в дальнейшем это может влиять не только на ухудшение имиджа, это может влиять и на решение в Европейском суде по правам человека.

Насколько мне известно из интервью, адвокаты Януковича используют то, что их подзащитного оскорбляли, говорили о нем не как о подозреваемом, а о том, кто совершил преступление, именно с тем, чтобы доказывать, что следствие и суд были предвзяты в отношении подозреваемого.

Таким образом, государственные чиновники дают аргументы, которые позволяют, не оценивая доказательства и аргументы в отношении подозреваемых, обвиняемым рассчитывать на признание приговоров незаконными. Мягко говоря, это должно наказываться, в частности квалификационно-дисциплинарной комиссией, это должно учитываться и Верховной Радой при принятии решения, должен ли генеральный прокурор дальше занимать эту должность. Потому что сотрудник Генеральной прокуратуры, который не может обеспечить независимость и беспристрастность, не может находиться на этой должности.

Юрий Луценко неоднократно принимал решения насчет расследуемых нами производств, которые совершенно не были связаны с законом. Они препятствовали расследованию, препятствовали привлечению виновных к уголовной ответственности.

Во время каденции генерального прокурора у нас сложилась такая ситуация, что дела, касающиеся преступной организации, в создании которой подозревается бывший президент Виктор Янукович, разбросаны по четырем или по пяти подразделениях. Со временем ты понимаешь, что в этом может быть и умысел, чтобы результат в отдельных производствах не достигался.

Без каких-либо кардинальных изменений, в первую очередь - в судебной и правоохранительной системе, действительно может случиться так, что мы в ближайшее время не получим результатов по делу о расстрелах на Майдане, потому что судьи перегружены, никто не решает этот вопрос.

Мы много времени тратим на устранение препятствий, на копошение в тех законодательных изменениях, которыми регламентируется процесс расследования, вместо непосредственно самого расследования, что за этим всем копошением не видно, когда будет конечный результат. Следователю и прокурору законодательно не созданы те условия работы, чтобы он сосредоточился исключительно на результате и мог его достигать, огромная куча времени тратится на какие-то глупости, которые отнюдь не способствуют ни расследованию, ни судебному разбирательству.

В целом следствие по делу Майдана продолжается - появляются дополнительные видеозаписи, дополнительные фото, дополнительные свидетели, по каждому факту проводятся дополнительные следственные эксперименты.

Прямая речь Сергея Горбатюка была незначительно отредактирована ради стилистической целостности материала. Редактирование не изменило контекст и смысловую часть прямой речи.

poster
Сьогодні в Україні з Андрієм Смирновим

Дайджест новин від відповідального редактора журналу NV

Показать ещё новости