«Это диктатура и автократия». Все понимают, кто стоит за атакой на антикоррупционных журналистов — интервью NV с Николаем Давыдюком
Коррупция и давление на журналистов — это диктатура и автократия, считает политолог Николай Давыдюк. Он в интервью Radio NV дал собственную оценку атакам на журналистов-расследователей Bihus.Info и Юрия Николова.
— В последнее время видим волну давления на журналистов. Это и атака неизвестных на квартиру журналиста Юрия Николова, который расследовал коррупцию в Минобороны. А также слежка за журналистами Бигус.Инфо, которые много расследований делали. И туда, видимо, можем добавить и разную «чернуху» в телеграм-каналах в отношении журналистов, о чем уже заявляет активное медиасообщество. Кто может за этим всем стоять?
— Я думаю, что все понимают, кто. Понятно, что власть. Кому еще придет в голову месяц ездить за журналистами?
— Даже несколько месяцев, почти год.
— Да, я уже видел информацию, кто-то говорит год. Но как минимум месяц из того, что мы видим, что они зафиксировали. То есть явно начали за неделю. Ездили до нового года. И мы сейчас входим в двадцатые числа [января]. Мы доказательно видим, что месяц точно. Возможно и год.
Ни у кого нет сейчас в стране ресурса, чтобы год ездить за журналистами и иметь столько времени и денег, и людей. Обычно все порядочные люди заняты войной. Они все заняты тем, чтобы противостоять [агрессору] — волонтерят, воюют, помогают, собирают деньги, возят эту помощь.
Так же с Николовым. Человек, который помог привлечь миллиарды долларов в Украину. Потому что если бы мы не признали ту коррупцию и не разъединили — это отдельно коррупционеры, а это отдельно государство Украина, если бы он это не запостил, то коррумпированной была бы вся страна. И тогда уже бы помощи не было.
И так же относительно Бигуса. Если власть дальше будет делать это с Бигусом, с другими журналистами, с Николовым, с другими изданиями, которые имеют другое мнение, отдельное от Офиса президента, которое на самом деле является ближе объективным, чем к их субъективному, это приведет к тому, что Запад начнет отворачиваться от Украины.
Потому что выйдут потом [кандидаты в президенты США] Трамп или Десантис и скажут: «Стоп, а мы же им помогали, потому что они демократия. А если там преследуют журналистов, давят на них, угрожают, ведут разные съемки, это точно демократия?». Плюс умножить на коррупцию.
Потому что женщина, которая покупала сеть отелей, а сейчас переписывает ее в Хорватии на подставного адвоката, она испарилась? А что, она сама по себе? А золотые вагоны, которые ездили туда-сюда, тоже испарились? (Речь идет об экс-нардепе-предателе Медведчуке — Ред.) И сейчас уже появляется информация, что «он уже не виноват, он вообще не основатель этих компаний». О, супер, приехали. И у нас здесь коррупция, давление на журналистов.
А как это называется? Это называется диктатура и автократия. Тогда получается, что большая диктатура воюет против маленькой диктатуры. И если они не остановятся, они бросают страну в объятия России, потому что работают российскими методами. А этого нам не надо.
Мы воюющая демократия. Именно поэтому за нас Штаты, именно поэтому за нас вступился Израиль, именно поэтому за нас Британия, Франция, Германия. Мощные страны за нас. А не Иран, Северная Корея или еще какие-то там упоротые диктаторские режимы, которые по 40−50 лет под санкциями.
Но у нас вот такие методы, тех людей, которые там сидят. Я не знаю, это высший уровень, средний уровень. Потому что сейчас разные сплетни ходят, кто решал свои вопросы и отомстил за какие расследования или за какие заявления. Но это системное давление власти.
Это же не первые СМИ, которые сейчас преследуются. И мы видим, что последние две-три недели этого года насыщены медиабуллингом, преследованием, угрозами, давлением. Это нездоровые вещи.
Власть должна в журналистах видеть друзей, потому что журналисты спасают власть. Политикам приятно, когда их на обложку Тайма вытаскивают, но неприятно, когда пишут правду. Но одного без другого не бывает.
Если мы хотим быть «Черчиллями» свободного мира, то надо уважать прессу. Потому что об антиподах Черчилля пресса не писала. Понимаете? Их не хвалили, и в историю входили они совсем по-другому.
Поэтому это вопрос, это задача сверху, или это прислуживание окружения, что неважно. Потому что мы видели, как несутся эти медиаотчеты. Живя в таких медиаотчетах, понятно, что весь мир против тебя.
И завершая эту историю. Я всегда считал Bihus.Info чрезмерно правильными. А тут оказывается, что такой веселый, мощный коллектив. Я думаю, что теперь не только лайк, звонок, подписка, а точно донаты в поддержку их издания. Они молодцы. Что они там частным образом делают? Опять же, страна переходит в легализацию легких наркотиков. Это прекрасно.
— Пока что медицинского каннабиса.
— Мы же не знаем, может, они лечились. Первое. Второе: видео не подтверждены. Третье: эти все съемки незаконны. То есть незаконная съемка против каких-то теоретически незаконных действий. Это явно не влияет на качество их журналистских расследований. Это никак не влияет на объективность работы их редакции. Это никак не влияет на профессиональность этой команды.
А они работают действительно профессионально. Так же по Николову. Их вклад в войну и многих других изданий — и NV, и Украинской правды, и Радио Свобода… Это мощные издания, которые делают свою работу. И, благодаря им, Запад не может сказать, что мы скатились в пропаганду. Потому что был бы Марафон, сказали бы «да они в пропаганде живут, ничего нет». Благодаря этим пяти изданиям в частности, потому что их больше на самом деле, но не так много, как бы нам хотелось. И не так много, как у нас было раньше.
У нас сужение медийного рынка, у нас власть давит на журналистов, чтобы была самоцензура. У нас засилье российских телеграм-каналов. Российская платформа — доминирующая платформа новостей в стране. Казалось бы, Геббельс в гробу переворачивается, что россияне, которые ведут против нас войну, имеют всех представителей власти в телеграмме. Ну как так? И мы давим на тех, кто пишет правду, благодаря которым нас Запад поддерживает, потому что здесь есть свобода слова и демократия.
Извините, но Запад не ставит в пример Марафон, как инструмент демократии в воюющей стране. Они не говорят: «Смотрите, у них там Марафон, давайте им дадим 60 миллиардов долларов». Нет, наоборот.
Марафон, который показывает, что Крым российский. Марафон, который на одни и те же конторки гоняет деньги. Марафон, где есть «черный» список просто длиннющий и список любимчиков — «золотой» список. Посмотрите же, кто ходит в Марафон. Это же «золотой» список власти: «Вот этот хвалит, этот лижет, этот подхваливает — этим можно. Этот нейтральный. Нет, нейтральных нам не надо». Как это? Нейтральный человек придет и скажет, что происходит. Даже не то, что там, как они пишут в медиаотчетах, — «порохоботы» и оппозиция.
Опять же, нет сейчас оппозиции. Все за страну. Но если настраиваться друг против друга, то понятно, кто работает на раскол.
Поэтому хочется все-таки, чтобы вернулись в [правильное] русло, не принимали глупых антидемократических решений, антивоенных решений. Потому что если сейчас начнут чистить генералов, которые работают на государство, только из-за того, что им не нравится, как они выглядят, или не нравится то, что у них есть свое профессиональное мнение, что кто-то не хочет быть лакеем, а хочет защищать страну, помогать стране… Вот это вопросы, которые на самом деле сейчас самые важные.
И об этом [на Всемирном экономическом форуме] в Давосе не говорят на сцене. Но это то, о чем все говорят в кулуарах. Потому что Давос — это не только про сцену. Вот это очень важно. Вот это базис.
— Относительно чернухи в телеграм-каналах. Были сообщения, что за распространением тех материалов в отношении Юрия Николова стоят авторы ютуб-канала Исландия — Иванов, Петров. Мол, они модерируют телеграм-канал Карточный офис. И что самое интересное, это написала народный депутат Марьяна Безуглая. И этот Карточный офис связывают с Офисом президента, и Петрова с Ивановым связывают с Офисом Президента. С кем связывают Безуглую, я могу не повторяться. Что это у них у них за каннибализм там такой внутренний?
— Я не знаю. Вообще все, что касается Марьяны Безуглой, это покрыто мраком и очень большой историей поиска здравых мыслей. Я думаю, что Марьяна Безуглая — это такая пушка на корабле, которая стреляет везде. На самом деле мы понимаем, что она подчиняется там исключительно одному человеку. Но я думаю, что надо поднять вопрос принадлежности. Кто есть владелец реальный?
Второй вопрос относительно этой российской платформы телеграма. Имеет ли она право существовать здесь, в Украине? Потому что [секретарь СНБО] Данилов об этом говорил, но кроме слов дальше не пошло. Как так, что мы тут сидим в российской анонимной сети, все думаем, и радуемся?
Мы понимаем, что у Офиса президента есть десятки телеграм-каналов, в том числе секретных, которые просто накачивают президента. Они закрыты от всех и он читает супер-правильную аналитику, которая очень нужна для понимания правильной картинки мира. Но в какой-то момент от этого нужно отказаться, если мы хотим, чтобы страна выжила в борьбе с Россией. Завершить эту игру в одни ворота, что Офису президента можно заниматься политикой и мочить всех, а все остальные должны молчать, потому что если ты что-то скажешь против Офиса, то это предательство страны. Просто надо поднять вопрос, что они заигрываются в политику.
Они начинают мочить гражданское общество, они мочат журналистов, они мочат остальное. И плюс этот стиль «а давайте это делать, когда президент уехал из страны». Это уже столько раз повторялось, уже настолько примитивно, что от этого противно, так не должно быть. Мы не должны в своей стране мочить своих людей. Враг один — это Россия.
Если у кого-то есть слишком много ресурса, почему вы так с [российским диктатором] Путиным не делаете? Почему вы так с Герасимовым не делаете? С Медведевым? Почему на их территории мы не ведем [игру], если имеем такой ресурс политический? Почему нет там своего кандидата в президенты в России? Почему мы не инвестируем в то, чтобы сорвать выборы в России? Почему этого всего не происходит? Понимаете? И поэтому это вопрос.
И в какой-то момент мы видели, что преследование своих возвращается другими вещами. Просто надо задать вопрос президенту: нет ли кого-то из Партии регионов, кто его консультирует? Потому что методы, куда они его ведут, вот такие. К сожалению. Кто-то ему явно в ухо вливает, то, что было.
Потому что преследование журналистов мы уже видели. Мы это все видели. И сейчас просто нужно отойти от этого. Потому что эта имитация всем понятна. Население это видит, Марафон никто не смотрит. Если в этой теплой ванне заливаться просто и говорить, что «никто это не понимает, а мы самые хитрые», — так тоже не работает. Это просто работа против Украины. Это работа на себя, но против государства, к сожалению.