«Не дает ответы на ключевые вопросы». В таком виде законопроект о мобилизации недопустим. Что нужно изменить — интервью с Фриз
Народный депутат от Европейской солидарности, член Комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Ирина Фриз объяснила в интервью Radio NV, почему законопроект об усилении мобилизации требует доработки и что нужно в нем изменить.
— Ваша политическая сила, Европейская солидарность, не поддержала законопроект в этом виде. Объясните эту позицию, пожалуйста.
Позиция абсолютно четкая: законопроект содержит нормы, которые нарушают Конституцию, которые нарушают права граждан, содержат коррупционные риски. Если мы будем говорить более подробно и предметно, то еще [6 февраля] был вывод антикоррупционного комитета, который четко изложил позицию относительно коррупционных рисков, которые содержит этот законопроект.
Мы не поддерживали даже в первом чтении эту редакцию, потому что считаем, что, во-первых, субъектом представления желательно, чтобы был верховный главнокомандующий, президент Украины. Вы видите, что даже монобольшинство набрало меньше 226 голосов, им их добавляли так называемые остатки в группах ОПЗЖ и внефракционные.
Поэтому в этой редакции, даже в первом чтении, считаем невозможным поддерживать законопроект, который содержит столько рисков, который является фактическим увеличением принуждения к гражданам Украины. И не дает никаких ответов на ключевые вопросы, в частности демобилизации.
— Что имеется в виду в данной редакции, какие именно коррупционные риски вы видите?
— Прежде всего, это вопрос с бронированием. Остается бронирование для государственной службы категории Б и В на 50%. Очевидно, что это отдается на усмотрение Кабмина. Когда руководство категории Б и В будет определять, кто из 50% заслуживает бронирования, а кто — нет, то это, на наш взгляд, прямая дискреция, расширение полномочий, которые не имеют четких ограничений, четких критериев. А значит, это коррупционный риск.
Кроме того, есть чрезмерные полномочия, которые предоставляются так называемым комиссиям, которые на местном уровне будут иметь возможность по этой редакции законопроекта в том числе и давать бронирование. Это также, с нашей точки зрения, является абсолютно дискрецией полномочий этой новообразованной комиссии, которая по своему усмотрению, без четких ограничений может предоставлять кому-то бронирование, а может кому-то не предоставлять.
Мы понимаем, что все это может происходить за определенные взятки. И те случаи по расследованиям отдельных руководителей ТЦК, могут еще раз всколыхнуть наше общество. Поэтому такие коррупционные звенья, которые закладываются, коррупционные возможности, которые содержит указанная редакция, недопустимы, по нашему мнению.
— Далеко не все наши сограждане разбираются в этом разделении на категории А, Б, В в госслужбе. Вы можете объяснить, что это за госслужащие категорий А, Б и В?
— Давайте скажем, кто относится к категории А, и тогда понятно, что все остальные государственные служащие — это категории Б и В.