Кампания ударов Украины по объектам РФ в Крыму уже достигла ряда целей, но ее важно усилить с помощью ATACMS — специальный отчет ISW
Целенаправленная кампания ударов Украины по российским целям в оккупированном Крыму и объектам ЧФ РФ является «важной и своевременной» и уже обеспечила ряд важных эффектов. Потребность Украины в ATACMS и подобных дальнобойных западных системах также своевременна и поможет усилить эти меры.
Такие выводы озвучивает Институт изучения войны. Сегодня ISW обнародовал специальный отчет о кампании ударов Украины по российским военным объектам в Крыму, которая продолжается с июня 2023 года. Ключевой его вывод заключается в том, что серия ударов ВСУ по российской военной инфраструктуре, штабам и маршрутам логистического обеспечения войск в оккупированном Крыму нацелена на снижение способности российских военных использовать Крым как плацдарм и тыл для оборонительных операций РФ на юге Украины. В частности удары Украины по логистическим маршрутам срывают обеспечение российских военных в Херсонской и Запорожской областях. А удары по средствам Черноморского флота уменьшают его роль как общевойскового штаба, хотя и не наносят поражения ЧФ РФ как военно-морской силе. Кроме того, удары ВСУ оказывают существенное психологическое влияние на российское командование и в российском информационном пространстве. Поставка Западом ракет дальнего радиуса действия Украине могла бы усилить эту «важную и своевременную кампанию» ВСУ, нацеленную на ослабление способности России оккупировать юг Украины.
Дополнительные выводы из этого отчета:
- Россия использовала и использует Крым как плацдарм для своего полномасштабного вторжения в Украину с февраля 2022 года. Именно ось продвижения оккупационных российских войск к северу от Крыма достигла бОльших успехов, чем многочисленные другие оси нападения России в течение первых недель полномасштабного вторжения.
- Оккупанты продолжают использовать Крым как главный тыл для российских сил, которые пытаются противостоять контрнаступательным операциям ВСУ на юге Украины, и будут использовать Крым для поддержки любых гипотетических будущих наступательных операций РФ в этом регионе.
- Высокоточные удары Украины по объектам Черноморского флота РФ нарушают его бОльшую роль общевойскового штаба (а не только штаба военно-морских сил), который координирует российские наземные операции на юге Украины. В частности штаб ЧФ дополнительно контролирует ракетные батареи класса «земля-земля» и батареи ПВО, которые были развернуты на оккупированном юге Украины; а также 22-й армейский корпус и силы морской пехоты, воюющие в южных регионах. Также ЧФ РФ, вероятно, отвечает за командование некоторой частью российских «добровольческих» формирований и других нерегулярных подразделений на юге Украины. Кроме того, ЧФ отвечает за поддержку российского логистического обеспечения между Краснодарским краем и Крымом для обеспечения южной группировки сил РФ.
- Утверждения о том, что Украина уже вытеснила ЧФ РФ из Крыма или победила его военно-морские силы являются преждевременными, хотя украинские удары по ремонтным объектам и флоту ЧФ в Крыму действительно могут мешать военно-морским подразделениям ЧФ РФ полностью выполнять свои желаемые миссии. Однако этот флот все еще способен выполнять большинство военных операций.
- Украинские удары по российским судам, вероятно, ограничили способность судов ЧФ угрожать «зерновому коридору» Украины в Черном море.
- Удары ВСУ также успешно уменьшают возможности российской ПВО в Крыму, что может сделать возможным будущие удары Украины по ключевым российским объектам.
- Украинские удары по российским военным объектам в Крыму часто вызывают в России «панику, непропорциональную их прямому эффекту, и негативно влияют на моральное состояние» россиян.
- Эта постоянная и расширяющаяся кампания ударов ВСУ по Крыму, вероятно, ухудшит усилия России по защите от украинских контрнаступательных операций на юге Украины.
- Потребность Украины в ATACMS и подобных дальнобойных западных системах является своевременным требованием для поддержки текущих украинских операций. Такие ракеты позволили бы усилить «важное и своевременное» давление на РФ в Крыму. Использование Украиной высокоточных огневых средств позволило бы ВСУ более свободно вести текущие контрнаступательные операции в оккупированных Херсонской и Запорожской областях, не сосредотачиваясь исключительно на гипотетическом будущем наземном наступлении на сам Крым.
Кроме того, в ежедневном отчете ISW по итогам 8 октября Институт изучения войны озвучил такие наблюдения относительно войны в Украине и действий России:
- Российские войска усиливают минирование в районе между Работиным и Вербовым и пытаются удержать силы ВСУ на участках фронта подальше от наступательных операций в Запорожской области. В частности, российские военные блогеры утверждают, что оккупанты иногда успевают повторно минировать ранее разминированные украинскими военными участки на линии Работино-Вербовое (10 км к югу до 18 км к юго-востоку от Орехова), чтобы достичь эффекта тактической неожиданности. Они также утверждают, что интенсивное минирование якобы помешали перемещению украинских грузов и оборудования в этих районах за последние дни. Кроме того, один из «прокремлевских» военкоров заявил, что россияне усилили тактические наступательные операции на нескольких участках фронта за пределами Запорожской области, чтобы растянуть украинскую оборону и распылить силы и внимание ВСУ. Представитель Таврической группировки войск ВСУ Александр Штупун заявил, что российские войска пытаются удержать украинские силы на Авдеевском и Марьинском направлениях и не дать Украине перебросить резервы на Запорожское направление.
- Российские источники сообщают о новых конфликтах между регулярными российскими войсками и нерегулярными формированиями боевиков «ДНР» в зоне боевых действий. В частности россияне обвиняют «днровцев» в низком уровне квалификации и, очевидно, не доверяют им. Подобные трения, вероятно, еще больше осложнят усилия по интеграции боевиков «ДНР» в регулярную российскую армию в рамках текущих военных реформ, которые проводит РФ.
- В рамках текущих реформ Россия готовится к реформированию Ленинградского военного округа — как ожидается, Северный флот России больше не будет отдельной военной единицей на уровне военного округа, этот флот и четыре его региона (Республика Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ) могут включить в состав реформированного Ленинградского военного округа. Один из российских аналитиков уже предположил, что Россия готовится к возможным конфликтам со странами Балтии и НАТО. ISW констатируют, что такая реформа свидетельствует: Россия видит потребность в реструктуризации своих сил в противостоянии с НАТО и усилении позиций на границе с Финляндией.