«Ответственны Содоль и Галушкин». Бутусов резко раскритиковал дело в отношении командиров 125-й бригады из-за ошибок на высшем уровне
Редактор интернет-издания Цензор.нет Юрий Бутусов в интервью Radio NV резко раскритиковал начатое ГБР уголовное производство в отношении командиров 125-й бригады территориальной обороны в связи с наступлением России в Харьковской области.
В эфире Radio NV Бутусов подчеркнул, что опыт аналогичных уголовных дел по потере Соледара, Бахмута и Авдеевки говорит о том, что такие дела являются исключительно политическим процессом, чтобы «назначить виновными» должностных лиц низшего звена — солдат и младших офицеров — и «вывести из-под ответственности» тех, кто отвечает за организацию и планирование боевых действий на высшем уровне.
«Выводы всегда неадекватные», — заявил журналист.
Он отметил, что хотел бы получить четкий ответ от Ставки верховного главнокомандующего о том, почему после четырех месяцев подготовки к отражению наступления оккупантов на Харьковщине, когда "все всех удовлетворяло", оказалось, что ОТГ Харьков не готова к отражению наступления, а ее командующего Юрия Галушкина сменили.
Бутусов констатировал, что о том, кто докладывал, что «оборона построена, организована, укрепления вырыты, все сделано», надо спросить у тех, кто контролировал, планировал и отвечал за оборону Харьковщины на высшем уровне.
«А у нас опять командиры батальонов должны отвечать. Что командир батальона может сделать? Там нам нарезали задачу — полоса обороны батальона 10−12 километров; и 200 человек для того, чтобы это все держать. Что они могут сделать? Стоять насмерть, умереть вместе со всеми на позициях? Это этого ждет ГБР? Если ГБР хочет, чтобы солдаты стояли насмерть, значит ГБР должно также мобилизоваться в полном составе и показать пример, как это выполнять, а не сидеть и заниматься перекладыванием бумажек», — заявил журналист.
Он напомнил, что командующим ОТГ Харьков Галушкина назначил командующий ОСГВ Хортица Юрий Содоль, которого нет в списке 28 командиров, к которым есть претензии у ГБР, хотя он, так же, как Галушкин, должен отвечать за обстановку.
«Они были вместе. Были они не на позициях (к сожалению, генералы на позиции не ездят), а были в штабах — в штабе бригады и штабе батальона. Посмотрели обстановку, им все рассказали — о том, что фактически наши войска — это маленькая тонкая цепочка отдельных, изолированных друг от друга без взаимосвязи опорных пунктов, что нет никаких тактических резервов, что нет огневой поддержки, что противник накапливается с той стороны границы, по нему не наносится поражение, что мин недостаточно противопехотных. Все это было понятно и известно, но, к сожалению, никаких правильных выводов в этой ситуации не было сделано», — объяснил Бутусов.
Журналист добавил, что войска начали отход после того, как было провалено планирование, а суть уголовного дела ГБР заключается в том, чтобы показать, что виновата какая-то конкретная бригада или какое-то конкретное подразделение, а «генералы все правильно делали».
«Главное, что там не дает объяснений, ни генерал Содоль, который командует этим участком, как командующий ОТГ Харьков. Его нет в деле почему-то. В деле не фигурирует главнокомандующий ВСУ Александр Сырский, хотя он это контролирует. Нет Ставки верховного главнокомандования, а верховный главнокомандующий [Владимир] Зеленский лично несколько раз приезжал на Харьковщину, фотографировался на каких-то укреплениях (я не знаю на каких, но не на границе, где идут бои), контролировал также обстановку, докладывал, что мы готовы», — заявил также Бутусов.
Расследование в отношении командиров 125-й бригады
10 мая стало известно, что ГБР начало расследование причин прорыва российской армией украинской границы в Харьковской области.
Об этом говорится в материалах дела, опубликованных в Едином государственном реестре судебных решений.
Согласно документу, в ходе досудебного расследования было установлено, что причиной такого стремительного продвижения ВС РФ могло стать оставление подразделениями 125-й отдельной бригады территориальной обороны своих боевых позиций в районе сел Стрелечья, Красное, Борисовка, Пыльное и Гатище.
В результате этого штурм россиян пришлось отбивать силами и средствами второго эшелона линии обороны.
Кроме того, из-за отступления украинские войска понесли потери личного состава и боевой техники.
Следствием установлено, что причиной этого могло стать «халатное отношение к военной службе» командования 125-й бригады и подчиненных ей подразделений, в частности 415-го отдельного стрелкового батальона, 23-й механизированной бригады и 172-го отдельного стрелкового батальона, которые «не организовали должным образом оборону позиций».
30 мая сообщалось, что по делу допросили российских военных, которые попали в плен во время майского наступления России в Харьковской области.