Оккупанты продвигаются на четырех направлениях, ВСУ теряют возможности контрбатарейной борьбы из-за нехватки снарядов — анализ ISW
Дефицит снарядов, который все острее ощущают ВСУ, снижает эффективность современных западных систем контрбатарейной борьбы, предоставленных Украине. Тем временем оккупанты продолжают постепенное продвижение возле Купянска, Кременной, на северо-восток от Бахмута и, возможно, в районе Авдеевки.
Об этом идет речь в новой сводке Института изучения войны.
Задержка западной оборонной помощи продолжает обострять дефицит снарядов в Украине и подрывать способность Украины эффективно использовать западные системы контрбатарейной борьбы. Министр внутренних дел Украины Игорь Клименко 5 февраля заявил, что российские войска за последнюю неделю усилили артиллерийские удары почти на 25% и более 1500 раз обстреляли Украину, ударив по более чем 570 населенным пунктам. 4 февраля The New York Times сообщила, что при этом украинские войска на критических участках фронта, таких как Авдеевка, все острее ощущают нехватку снарядов и, следовательно, могут выбирать целями лишь значительные массы наступающих российских солдат — к чему россияне, очевидно, адаптировались и теперь продвигаются меньшими группами, которые украинской артиллерии труднее поразить.
Украинский военный аналитик и полковник в отставке Петр Черник при этом напомнил, что украинские силы имеют относительно лучшие возможности контрбатарейной борьбы, чем российские силы, в частности на вооружении ВСУ есть американские радары AN/TPQ-36, -48 и -50 и немецкая радиолокационная система COBRA. Контрбатарейные радары эффективны тем, что они обнаруживают входящий вражеский огонь и вычисляют его точку поступления, чтобы собственная артиллерия могла вести ответный огонь — для чего, однако, ей нужно достаточное количество артиллерийских боеприпасов. Поэтому отсутствие или нехватка снарядов, таким образом, серьезно ухудшает работу этих систем. AN/TPQ, COBRA и другие западные контрбатарейные системы могут быть эффективными только тогда, когда достаточным является количество артиллерийских снарядов, которыми украинские силы располагают для поражения целей, идентифицированных радарами, напоминают аналитики. Ранее ISW сообщал, что войска РФ извлекают выгоду из дефицита боеприпасов в Украине и дальнейшей неспособности ВСУ вести контрбатарейную борьбу на достаточном уровне. Эта динамика, вероятно, будет становиться все более острой для ВСУ, поскольку период нехватки снарядов в Украине будет затягиваться.
В ходе позиционных боев по всей линии фронта российские войска имеют новые подтвержденные продвижения вблизи Купянска, Кременной, на северо-восток от Бахмута и, возможно, в районе Авдеевки. В частности оккупанты продвинулись:
К северо-востоку от Купянска и к западу от Кременной во время продолжающихся боев на линии Купянск-Сватово-Кременная. Геолоцированные кадры, опубликованные 4 февраля, свидетельствуют, что российские войска незначительно продвинулись в северной Синьковке (к северо-востоку от Купянска) и к востоку от Ямполовки (к востоку от Кременной). 5 февраля позиционные бои продолжались на северо-восток от Купянска возле Синьковки; на запад от Кременной возле Тернов, Торского, Ямполовки; и на юг от Кременной возле Белогоровки (12 км к югу от Кременной) и Григорьевки. Украинский военный обозреватель Константин Машовец в то же вемя сообщил, что частям российской 1-й танковой армии (Западный военный округ) не удалось с первой попытки окружить тактическую группировку украинских сил, которая обороняла участок трассы Р07 (Сватово-Кременная) к северо-западу от Сватово, но российские войска, вероятно, готовятся к новой атаке.
В районе Северска к северо-востоку от Бахмута. Геолоцированные кадры, опубликованные 3 февраля, свидетельствуют, что российские войска недавно продвинулись к северу от Веселого (15 км к юго-востоку от Северска). Вблизи самого Бахмута 5 февраля продолжались позиционные бои, однако подтвержденных изменений на этом участке фронта не было. Украинские и российские источники утверждают, что позиционные боевые действия продолжались у Богдановки (к северо-западу от Бахмута), Клещиевки (к юго-западу от Бахмута) и в направлении Ивановского (к западу от Бахмута).
Что касается Авдеевки, в сводке ISW отмечается как некоторое продвижение ВСУ, так и возможное продвижение оккупантов на фоне продолжающихся позиционных боев в этом районе. Геолоцированные кадры, опубликованные 5 февраля, свидетельствуют, что украинские силы недавно продвинулись на северо-восток от Невельского (к юго-западу от Авдеевки). В то же время российские источники утверждают, что оккупанты продвинулись в юго-восточных районах Первомайского (к юго-западу от Авдеевки) и на глубину до одного километра в северной Авдеевке, хотя ISW не нашло визуальных подтверждений ни одного из этих утверждений. Российские и украинские источники заявляют, что позиционные бои продолжались к северо-западу от Авдеевки в районе Новобахмутовки и Степного; к западу от Авдеевки возле Тоненького и Северного; к юго-западу от Авдеевки возле Первомайского и Невельского.
Кремль может не допустить Бориса Надеждина к участию в «президентских выборах» в марте 2024 года из-за большей, чем ожидалось, популярности Надеждина. Рабочая группа Центральной избирательной комиссии (ЦИК) России 5 февраля заявила, что 15% подписей, которые Надеждин собрал для регистрации кандидатом на выборах, были якобы сфальсифицированы, и что ЦИК рекомендует не регистрировать его в качестве кандидата. В ответ на сообщение ЦИК Надеждин заявил, что он обратится в Верховный суд России, если ЦИК откажет ему в регистрации кандидатом в президенты. Ранее Надеждин утверждал, что 31 января подал в ЦИК России 200 тыс. подписей. Кандидаты в президенты России, которых спонсируют политические партии, должны подать 100 000 подписей с дополнительными требованиями к региональному распределению, чтобы иметь возможность баллотироваться на выборах, при этом не более пяти процентов от общего количества поданных подписей могут быть фальсифицированными. В ЦИК заявили, что окончательное решение обнародуют 7 февраля, но ЦИК вряд ли допустит Надеждина к выборам, считают в ISW.