Кто заплатит за Донбасс?

7 февраля 2017, 19:08
1195
Цей матеріал також доступний українською
Кто заплатит за Донбасс?  - фото

Фото: Кристина Бердинских

В Авдеевке (на фото), где до войны проживало 35 тыс. человек, не осталось ни одного неповрежденного дома

Власть до сих пор не признала Россию оккупантом, сталкиваясь с тем, что война на Донбассе войдет в историю как внутренний конфликт, а Россия избежит ответственности

На фоне обстрелов Авдеевки Украина снова заявила о том, что привлечет Россию к Международному суду за военное преступление – эскалацию конфликта на Донбассе и искусственное создание гуманитарной катастрофы. Об этом завил постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко 2 февраля на заседании Совета безопасности ООН.

В ответ представитель РФ Виталий Чуркин традиционно сказал, что Украина сама во всем виновата. А также частично повторил заявление президента РФ Владимира Путина: мол, украинскому руководству нужны деньги, а их у Запада лучше всего выбивать, выставляя себя жертвой агрессии.

Впрочем, «выбить деньги», как выразился Путин, Украина должна была бы как раз из России – как с агрессора, который спровоцировал гибель и увечья десятков тысяч людей, причинил миллиардные убытки и сделал беженцами 1,7 млн человек. Одно только восстановление разрушенного Донбасса потребует миллиардов долларов.

Возмещение потерь

В январе украинский суд уже обязал государство возместить супругам-пенсионерам с Донбасса стоимость разрушенного в ходе АТО жилого дома в зоне проведения операции – свыше 6,7 млн грн, согласно решению Печерского районного суда Киева, плюс компенсация за моральный ущерб.

По закону сейчас все расходы такого рода несет Украина. Закон О борьбе с терроризмом (раздел IV, статья 19) предусматривает, что возмещение убытков, причиненных гражданам в результате террористического акта, производится за счет средств госбюджета с последующим взысканием с лиц, которые причинили вред.

Чтобы взыскать эти убытки с России, необходимо доказать ее участие в конфликте в качестве агрессора и оккупанта. Впрочем, статус Луганской и Донецкой областей как «оккупированных территорий» до сих пор не зафиксирован на уровне закона в самой Украине. В принятом Законе о особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей ни разу не упоминается слово «оккупация». Найти такую формулировку можно разве что в Постановлении 254-19 от 17.03.2015 О признании отдельных районов, городов, поселков и сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями, и в решении Центризбиркома от 28 августа 2015 года (№ 189) о перечне населенных пунктов, которые были оккупированными территориями.

Согласно Законуа О борьбе с терроризмом, за ущерб, причиненный гражданам вследствие АТО, платит государство, которое борется с террористами, объясняет ситуацию вице-спикер ВР Оксана Сыроид.

«Украинцы будут платить за все, если мы юридически не признаем ответственности России за оккупацию и ее последствия: за разрушенные и поврежденные дома, за уничтоженные заводы и инфраструктуру, за «отжатые» бизнесы, за Боинг MH17, за пытки и убийства. Нужно понимать, что Россия не будет экономить – иски против Украины будут готовить лучшие юристы мира», - говорит она.

Украинцы будут платить за все, если мы юридически не признаем ответственности России за оккупацию - вице-спикер Оксана Сыроид

Чтобы установить ответственность РФ, Украина должна доказать, что вооруженный конфликт на ее территории является международным по своему характеру, настаивает вице-спикер. В противном случае война на Донбассе де-юре рискует войти в историю как внутренний конфликт.

В пункте 170 последнего отчета Офиса Прокурора Международного уголовного суда, который был обнародован 14 ноября 2016 года, указано: чтобы признать вооруженный конфликт на Донбассе международным, необходимо установить, что Российская Федерация в целом осуществляла контроль над вооруженными группировками на востоке Украины. Доказательствами этого могут быть поддержка российскими органами власти вооруженных группировок в форме поставок оборудования, персонала и финансирования, а также общее управление или помощь в планировании действий вооруженных группировок таким образом, чтобы это указывало на осуществление российскими органами власти действительного контроля над ними.

Пока статуса у подконтрольных террористам территорий нет – нет и определенности в остальном, говорит и известный донецкий журналист Денис Казанский. До полного освобождения отдельные регионы Донецкой и Луганской областей могут иметь только один статус – оккупированных территорий, считает он.

Разрушения на Донбассе – очень большие, и для восстановления региона понадобятся масштабные программы. «Где Украина будет брать деньги на это? И есть ли смысл брать кредиты? Или мы получим контрибуцию от агрессора? Ответов еще нет, - говорит он. - Деньги из Госбюджета стоит вкладывать в ремонт домов во всех регионах Украины, чтобы сделать их более энергосберегающими, так как это приведет к реальной экономии. А если вместо этого мы будем восстанавливать то, что разрушила Россия – это будет не совсем справедливо».

Позиция власти

Впрочем официальная власть придерживается позиции, что в принятии отдельного закона об оккупации Россией территорий Донецкой и Луганской областей нет смысла. В частности, Георгий Тука, заместитель министра по делам временно оккупированных территорий, указывает на то, что статус России-агрессора зафиксирован в решении Парламентской ассамблеи Совета Европы.

«Можно признать Факт оккупации местным законом, но это не влияет абсолютно ни на что», - говорит Тука. Его логика такова: в международной практике есть два понятия – оккупация и эффективный контроль, первое применяется к Крыму, а второе – к Донбассу.

Мы можем назвать Донбасс оккупированным, но нигде в мире он таковым признан не будет - заместитель министра Георгий Тука

«Мы можем назвать его оккупированным, но нигде в мире он таковым признан не будет, - в интервью НВ говорит заместитель министра. - В Крыму не просто присутствуют российские военные – там работают российские органы государственной власти. На востоке Россия косвенно осуществляет эффективный контроль. И спекуляция и ложь, что если это признавать эффективным контролем, то мол, мы не сможем подавать иски против Российской Федерации».

Существуют три вида международных исков – государство против государства; юридическое лицо против государства и физическое лицо против государства. Практика показывает, что дела типа государство против государства суды рассматривают достаточно долго, а если речь идет о хозяйствующем субъекте или физическом лице в качестве истца – то они обычно рассматриваются гораздо быстрее, аргументирует он. И Министерство будет помогать юридическим и физическим лицам судиться с РФ в Европейском суде по правам человека.

Что говорит международное право

Впрочем, только в Европейском суде по правам человека сейчас и будут рассматриваться иски из Украины, объясняет в комментарии НВ правовед-международник, дипломат Владимир Василенко. Это возможно только в разрезе конкретных нарушений Европейской конвенции по правам человека и никак не в вопросе ответственности государства-агрессора.

Василенко хорошо знает предмет разговора: с 2006 по 2010 год он представлял Украину в Совете ООН по правам человека, был уполномоченным Украины в Международном Суде ООН во время рассмотрения дела Румыния против Украины и судьей Международного Уголовного Трибунала по бывшей Югославии.

Это цинично – оправдывать зарабатывание денег на крови мирных жителей и воинов - дипломат Владимир Василенко

Дипломат также настаивает: Украина должна прописать на уровне закона, что Донбасс является временно оккупированной Россией территорией, и полностью прервать с ней любые отношения.

«Согласно международному праву, на государство-оккупанта ложится вся ответственность за жизнеобеспечение и обеспечение прав человека на оккупированной территории, - говорит Василенко. - Украина не должна брать на себя обязательства, которых она не может выполнить».

В условиях агрессии поддерживать экономические, транспортные и другие отношения с оккупированными территориями, значит брать на себя часть этих расходов, и помогать государству-оккупанту осуществлять агрессию, убивать украинских воинов и гражданское население, говорит юрист-международник.

«Если мы позволяем пользоваться железной дорогой [оккупированным территориям], то получается, что Укрзализныця подвозит наемников, военнослужащих российской армии, боеприпасы, оружие, которым они нас убивают, - говорит он. - Олигархи, которые оперируют на оккупированной территории, пробивают через Раду и Правительство законы, которые обеспечат их частные доходы. Это цинично – оправдывать зарабатывание денег на крови мирных жителей и воинов Вооруженных сил Украины».

Интересно