Почему «Сільпо» развивает маленьких украинских производителей - фото
Спецпроект

Почему «Сільпо» развивает маленьких украинских производителей

5 декабря 2019, 17:40

За восемь лет направление натуральных продуктов от локальных производителей «Лавка Традиций» выросло до 140 маленьких украинских хозяйств, которые продают свои товары почти в 70 супермаркетах «Сільпо».

Видео дня

Сейчас на полках магазинов сети представлено несколько видов крафтовых продуктов: от мяса и сыров до соков и десертов. Для «Сільпо», как одного из крупнейших ритейлеров Украины, «Лавка Традиций» фактически стала крупным корпоративным акселератором фуд-стартапов и важным проектом поддержки и развития украинских локальных производителей и малого бизнеса.

Авторские соусы Mr. Caramba не сразу оказались на полках супермаркетов «Сільпо». «Первая попытка попасть в „Лавку Традиций“ была на старте нашего проекта в 2014, 2015 годах, но тогда мы многого не понимали в организации бизнеса, и было не время. А через несколько лет команда „Сільпо“ предложила нам дружить», — вспоминает соучредитель Mr. Caramba Маргарита Шпинь, которая вместе с мужем Романом Мартыновым и родителями создала семейный бизнес — производство ягодных, томатных и острых соусов с необычными сочетаниями вкусов.

Сергей Сараханов

Фото: Сергей Сараханов

В 2017 году «Сільпо» пригласил создателей Mr. Caramba на свой фестиваль True & Local и дал согласие на тестовые поставки в супермаркет. У предпринимателей проверили все документы, наличие технических условий, сертификата соответствия, результаты микробиологии и продегустировали вкусы. «Нам дали 30 тестовых дней и предложили оценить продажи: если наши соусы понравятся покупателям — мы останемся на постоянной основе. Так мы и остались», — говорит Маргарита Шпинь. По ее словам, работа продолжалась и дальше.

Команда «Сільпо» предложила поработать с доставкой: изменить логистическую единицу, уменьшив ящик, чтобы соусы сразу попадали на полки, а не терялись на складе. «Сейчас мы поставляем 1500 банок ежемесячно, продукция Mr. Caramba продается в 44 супермаркетах в отделе „Лавка Традиций“. Принимаем также участие во всех фестивалях True & Local и параллельно пытаемся проводить дегустации в различных „Сільпо“. Это прекрасная возможность познакомиться со своим покупателем и найти нового», — объясняет Маргарита Шпинь.

Корпоративные акселераторы стартапов больше распространены в технологических индустриях, чем в розничной торговле. В отличие от инкубаторов, где проекты энтузиастов выращиваются с идеи с нуля, акселераторы — это программа интенсивной поддержки и развития уже сложившихся проектов на определенных этапах реализации. Эксперты помогают стартапам превратить их продукт в полноценный бизнес с точки зрения маркетинга, продаж, финансов, юридических вопросов и советуют, как улучшить проект, чтобы он стал более конкурентоспособным и востребованным на рынке.

Настя Теликова

Фото: Настя Теликова

Сначала отбирают талантливых предпринимателей и перспективные стартапы для развития. С 2011 года команда «Сільпо» ищет новых героев фуд-индустрии для «Лавки Традиций» по всей стране: знакомится с небольшими хозяйствами, проверяет продукцию, само производство и помогает оформлять документы. Главное требование — это должен быть локальный продукт, который создается в Украине.

«Мы поддерживаем небольшие хозяйства и семейные бизнесы. И хотя не выдвигаем жестких требований к квадратуре и объемам производства, однако есть внутреннее понимание и ряд критериев того, когда поставщик с крафтового производителя превращается в индустриального», — объясняет руководитель проекта «Лавка Традиций» Марина Булацкая. Если резидент «Лавки» становится слишком большим, то «Сільпо» предлагает ему перейти в супермаркет на общих условиях. Сейчас таких производителей уже несколько — острых соусов «Вогняр» и батончиков Sunfill. Сам владелец должен быть вовлеченным в процесс создания продукта, а дело — сопровождаться небольшой командой до 10 сотрудников.

«У меня была единственная в Украине племенная козья ферма в 2011 году. Когда „Лавка Традиций“ только открылась, команда предложила мне разработать ассортимент козьей кисломолочной продукции и сыра. Приезжали на производство, вместе пробовали, варили, занимались этикеткой, — вспоминает хозяйка „Маковецкой сыроварни“ и фермы „Семеро козлят“ Ирина Демьянюк. — Через несколько лет, как я завела коров, вместе с менеджерами мы выбирали оптимальные вкусы, корректировали этикетку, они приезжали и контролировали качество».

Контроль качества — важное направление работы «Лавки Традиций» с фуд-стартапами. Команда «Сільпо» выезжает на производство с департаментом качества и осуществляет аудит по 68 пунктам чек-листа Госпродпотребслужбы. Проверяется, как все устроено — от гигиены на производстве и формы в различных лабораторных исследований в зависимости от категории продукта. Продукцию берут на независимые анализы, в которых, кроме безопасности, контролируются натуральность и отсутствие консервантов и добавок. «Мы не требуем от производителей больше, чем нормы. При этом после проверки всегда даем рекомендации, что и как исправить», — рассказывает Марина Булацкая.

Резиденты «Лавки Традиций» получают лояльные финансовые условия для продажи продукции в супермаркетах, и к ним не предъявляют требований по минимальным объемам поставок. С участниками «Лавки» работают отделы контроля качества, логистики, юристы, помогая с документами, стандартами, обучая правильному хранению, оформлению этикеток и многому другому. Например, производителю продукции животного происхождения необходимо получить эксплуатационное разрешение, а другим — зарегистрировать производственные мощности, только тогда продукты можно выставлять на полки супермаркета.

Марина Банденюк

Фото: Марина Банденюк

Иногда нужно даже разрабатывать новые документы для производства. Так, производителю острых соусов «Вогняр» Валентину Калашнику пришлось изобрести новые технические условия, которым должен соответствовать его продукт. Ферментированный острый соус без консервантов был нетипичным для Украины, и для него не было государственных стандартов. «Нашей уверенности, что „Вогняр“ отлично хранится, не хватало. Нужно было убедить в этом экспертов государственных служб. Срок годности — важный параметр для сети, и он должен в разы превышать срок оборачиваемости продукта. Именно благодаря поддержке экспертов „Лавки Традиций“ мы усовершенствовали ТУ и смогли увеличить разрешенный срок годности до 15 месяцев», — рассказывает Валентин Калашник.

Большой этап работы «Лавки Традиций» — развитие ассортимента и маркетинг фуд-стартапов. Например, производителю сыра «Старый Порицк» из Волынской области команда помогла открыть новое направление молочной продукции: фермерского молока, кефира и всех видов йогурта, которые теперь эксклюзивно поставляются только в сеть «Сільпо». Команда может помочь участникам с разработкой дизайна этикетки или упаковки, а также с продвижением продукта. С 2017 года в «Сільпо» в Киеве, Днепре, Львове и Одессе проводятся фестивали True & Local, на которых гости могут посетить лекции, мастер-классы и встретиться с производителями. Организуются также еженедельные дегустации в супермаркетах «Производитель угощает».

Мероприятия помогают расти и самой «Лавке Традиций», ведь они привлекают новые фуд-стартапы, что дает возможность оценить, как их воспринимают гости и предложить тестовые поставки. Благодаря фестивалям удается также найти гиперлокальних поставщиков, производящих продукты только для своего региона. Например, в Одесской области молочную продукцию поставляет экоферма «От Пантюша», а во Львовской — локальная ферма «Джерсей».

Настя Теликова

Фото: Настя Теликова

Осенью 2019 команда запустила «Агромандры» — выезды на фермы к резидентам «Лавки Традиций». «Это сезонный проект для всех, кто хочет отвлечься от городской суеты и провести день на ферме, посмотреть на производство и жизнь животных, понять, как изготавливают сыры, где и сколько они созревают, и самостоятельно попробовать сделать моцареллу», — рассказывает Марина Булацкая. Весной 2020 «Агромандры» продлятся и, возможно, расширят свою географию.

Для поддержки и развития предпринимательства в целом и возможной доработки проектов потенциальных участников «Лавки Традиций» запустили образовательную программу «Фудпросвіта». Она состоит из лекций экспертов по всем направлениям гастробизнеса и кейсов резидентов «Лавки Традиций» i дает возможность получить тестовые продажи в сети «Сільпо».

Весной 2019 первую «Фудпросвіту» закончили 50 участников, пять выпускников уже попали в «Сільпо» — производители масел холодного отжима из льна и других семян Only Oil, меда «Клевер», черного чеснока Mr. Garlic, пельменей ручной работы Chesni Pelmeni и полезных снеков «Батончик силы». Осенне-зимняя программа завершится в середине декабря.

Чтобы узнать больше о «Лавке Традиций» и посмотреть, в каких супермаркетах можно приобрести продукцию украинских локальных производителей, заходите сюда!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X