Цукерберг не виноват

26 мартa 2018, 10:43
Цей матеріал також доступний українською

История с Facebook и Cambridge Analytica становится увлекательной, если посмотреть на цифры

Прошлая неделя стала, вероятно, одной из самых напряженных для Марка Цукерберга. За неделю капитализация компании Facebook “похудела” более чем на $40 млрд. Такого эффекта можно было ожидать, если бы рекламодатели отказались от социальной сети, или же миллениалы массово ушли в Snapchat, но причина оказалась совершенно иной.

Вслед за расследованием спецпрокурора США Роберта Мюллера, подтвердившим влияние российских спецслужб на президентские выборы в США, пресса обратила внимание на компанию Cambridge Analytica, использовавшую персональные данные американцев для проведения узкотаргетированной рекламной кампании в поддержку Трампа.

Скукотища какая, скажете вы, кого это вообще может заинтересовать? Но история становится увлекательной, если посмотреть на цифры. Несколько лет назад компанией GSR был выпущен психологический тест, заполненный 270 тыс. пользователей Facebook. Эта цифра не впечатляет, впечатляет другое: приложение тайно проанализировало всех друзей этих 270 тыс., и их оказалось 50 млн человек.

Лучше не уметь пользоваться зубной щеткой, чем не уметь анализировать информацию

Если будет доказано, что деятельность Cambridge Analytica действительно повлияла на решение этих 50 млн человек, то это серьезное воздействие на волеизъявление американских избирателей. Поразительно, но сама компания Cambridge Analytica никогда этого не скрывала, наоборот, Александр Никс, директор компании, взахлеб рассказывал о том, как они собирали данные для психографической модели при любом удобном случае, в частности, на IT Арене во Львове в конце прошлого года.

Так в чем же виноват Марк Цукерберг? Разумеется, Facebook не разрешает так просто собирать данные своих пользователей без их ведома. И когда факт утечки информации в 2015 году стал известен, Facebook тут же потребовал GSR удалить данные. Данные пообещали удалить, но на самом деле спрятали и впоследствии передали Cambridge Analytica.

Эта история вызвала волну возмущения в обществе. Появился хэштег #deletefacebook. Старый оппонент Цукерберга Илон Маск тут же воспользовался ситуацией и нанес удар ниже пояса, удалив страницы Tesla и SpaceX, имевших миллионы фолловеров.

Конечно, компания Facebook отнеслась к утечке данных спустя рукава, но корень проблемы с влиянием на американских избирателей был вовсе не в этом, и нечего винить во всем Facebook. Любой активный пользователь Интернета – что бы он там ни делал и куда бы ни ходил – должен забыть о конфиденциальности. Он виден всем, кто захочет его найти. Удалит Facebook – его увидят через Snapchat, откажется от соцсетей – его найдут в Google, читает новости – и этого тоже достаточно.

Когда обыватель осознает этот факт, у него просыпается инстинкт первобытного человека, за которым гонится лев. Ему хочется убежать, спрятаться, а лучше – уничтожить льва. Поздравляем, лев Facebook уже похудел на 10%, но вам вряд ли полегчало.

Давайте разберемся. Если вы не скрываете от своей жены тайную личную жизнь, не воруете на работе канцтовары и не работаете на враждебное соседское государство, ваша конфиденциальность – это не более чем первобытный инстинкт.

Эффективность технологии манипуляций, применявшейся на выборах, заключается не в том, что ребята смогли точно таргетировать свою рекламу, а в том, какую рекламу они показывали. А показывали они fake news – лживые новости, о чем, кстати, заключение Мюллера достаточно пространно рассказывает.

Fake news – очень простая вещь. Открываем издание и начинаем постить статьи в стиле “Цукерберг не пережил этого”. Исследования показывают, что люди кликают на такие новости гораздо чаще, чем на обычные. Хуже того, такие новости еще и распространяют охотнее, чем обычные – это тоже подтверждено исследованиями.

Достаточно сделать “посев” ложной новости через несколько десятков аккаунтов, все остальное сделают добропорядочные, но не очень вдумчивые пользователи Facebook. И, кстати, для этого не нужны данные Cambridge Analytica, все отлично работает и без психографии и гипертаргетинга.

Казалось бы, нужно просто запретить fake news. Но тут мы сталкиваемся с неразрешимой проблемой. В мире постправды нет различия между fake news и настоящими новостями. Точнее, настоящих новостей нет. Сравните выпуск ТСН и Подробностей. В мире, где с уважением относятся к мнению людей, считающих, что земля плоская, в принципе невозможно дать определение, что такое fake news.

Думающие люди возразят, а как же логика и критическое мышление? Это базовые знания, без которых и в приличный вуз не поступишь, во всяком случае, на Западе. В информационном обществе критическое мышление – это базовая гигиена. Лучше не уметь пользоваться зубной щеткой, чем не уметь анализировать информацию. Лучше разучится читать, чем читать то, что пишут в социальных сетях, и не уметь анализировать прочитанное.

Бесполезно регулировать деятельность естественных монополий вроде Facebook и Google. Дальнейшее ужесточение защиты персональных данных тоже ничего не даст. У fake news иммунитет к этим лекарствам. А вот массовый ликбез – умение читать и анализировать поступающую информацию – даст нам иммунитет к fake news.

Журнал НВ (№ 21)

Парламентские списки

Благодаря двум новым политсилам парламент ждет беспрецедентное в истории Украины обновление

Читать журнал

Стань автором

Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время, напишите, пожалуйста, письмо по адресу:

nv-opinion@nv.ua

Выбор редакции

Политика

Вчера, 08:30

img
Парламентская революция. Как две новые партии могут изменить состав Рады
Технологии

Вчера, 09:01

img
Умнеющая страна. Как 3G и 4G меняют украинскую экономику
Travel

Вчера, 11:30

img
Минимум туристов и свой Ленин. Записки из путешествия в столицу Эквадора