Что из примера Турции может взять Украина
Каждый раз вылетая из Стамбула, удивляюсь, как турки мудро и системно превратили свою страну в региональный логистический хаб.
Главное, что это не цель, а инструмент развития турецкой экономики через сумасшедшие инвестиции в инфраструктуру, развитие и обслуживание транзита, стимулирование внутреннего спроса и создание миллионов рабочих мест. И результаты впечатляют.
Сегодня Турция обрабатывает 450 млн тонн грузов через порты (рост на 7% в 2024 году по сравнению с предыдущим годом), с планами достичь 500 млн тонн к 2030-му. Пассажирский транзит вырос до 200 млн в 2024-м. Привлечено почти $200 млрд инвестиций.
Этот успех не случаен: это результат стратегической государственной политики, публично-частных партнерств (ПЧП) и амбициозного видения, которое может стать шаблоном для Украины в условиях войны и послевоенного восстановления.
Турецкая стратегия логистики основывается на уникальном географическом расположении страны — на пересечении Европы, Азии и Африки. Это позволяет сократить время доставки грузов по Среднему коридору (от Китая до Европы через Каспийское море) на 15−20 дней по сравнению с традиционными морскими маршрутами через Суэцкий канал.
Турецкая стратегия логистики основывается на расположении страны
Автором концепции является администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана и Партия справедливости и развития (АКП).
В 2010—2011 годах было объявлено Видение 2023 (к столетию Республики), а в 2022-м — Видение 2053, интегрированное в Двенадцатый план развития (2024−2028)
Цели стратегии амбициозны:
— Войти в топ-10 мировых экономик с ВВП в $1,5 трлн к 2028 году;
— Расширить сеть железных дорог до 28 590 км (с текущих 13 022 км);
— Увеличить количество портов с 217 до 255 и аэропортов — с 56 до 61;
— Поднять долю железнодорожных грузов с 5,08% до 21,93%.
Обновление 2025 года акцентирует «зеленую логистику» (снижение выбросов на 50% до 2053-го) и цифровизацию (ИИ в портах).
Определяющими факторами стали пандемия COVID-19 и война в Украине, усилившие роль Турции как альтернативы традиционным маршрутам. Поэтому объем трафика по Среднему коридору вырос на 20% в 2024-м.
Государство реализовало стратегию через прямые инвестиции, ППП и регуляторные реформы.
Ключевые проекты:
— Международный аэропорт Стамбула (глобальный хаб),
— Marmaray (подводный туннель),
— Канал Стамбула для разгрузки Босфора.
Модель ППП (Частно-публичное партнерство) охватывает 272 проекта на $63,8 млрд до 2024 года, из которых 70% - в транспорте.
В 2024-м запущен коридор Зангезур (с Азербайджаном, +10% трафика), а TCDD (государственная железная дорога) построила 19 логистических центров за +$2 млрд.
Такие вызовы, как инфляция (45% в 2024-м) и землетрясение 2023-го, замедлили 5% проектов, но общий прогресс — 70% к 2025-му.
Turkish Airlines (THY) — ключевой элемент, превращающий Турцию в авиационный хаб. Флот: 24 грузовых самолета в 2023-м, план — до 40 к 2028−2033; партнерства в Африке (60 направлений). THY поддерживает «логистическую супердержаву» через устойчивую авиацию (первая SAF-платформа 2023-го).
Стратегия также существенно повлияла на машиностроение, превратив Турцию в хаб для nearshoring и совместных предприятий (СП) с международными производителями.
Благодаря улучшенной логистике (ниже расходы на транспорт на 15−20%), экспорт машиностроительной продукции вырос до $21 млрд в 2023-м, с фокусом на автомобильную, авиационную и оборонную отрасли.
Это стимулировало открытие СП:
— Bosch и Siemens инвестировали в заводы в Стамбуле и Измире,
— Hyundai построил автосборочные линии в Кочеле,
— Airbus — центр для авиационных компонентов.
В целом логистика повысила конкурентоспособность машиностроения на 25% (за счет сокращения цепей поставок), создав 300 тыс. рабочих мест и привлекая $5 млрд прямых иностранных инвестиций в отрасль до 2024-го.
Турция сейчас — это 17-я экономика мира.
Что из примера Турции может взять Украина?
Для Украины, где война разрушила 30% инфраструктуры, турецкий опыт — это blueprint восстановления с четкими бенчмарками.
Рекомендации детализированы с учетом турецких показателей:
1. Стратегия вроде Видения 2053:
— Разработать национальный план Восстановление 2035 с фокусом на Западный коридор (интеграция с ЕС через Польшу и Турцию),
— Привлекая $50 млрд инвестиций через ППП, как в Турции,
— Начать с аудита портов Одессы и железной дороги, инвестируя $5 млрд в 2026—2027-м для сокращения времени транзита на 15%.
2. Льготы для инвесторов:
— Ввести налоговые льготы (80% скидка для логистики >50 млн грн),
— Гранты для зеленых проектов (до 20% от инвестиций) и региональные приоритеты (как регионы 1−6 в Турции), чтобы привлечь $5-$10 млрд ПИИ до 2030-го.
3. Роль авиации и машиностроения:
Развивать Национального авиаперевозчика и новые хабы (Львов, Одесса) по модели THY, с флотом для транзита +10% ежегодно, и стимулировать СП в машиностроении.
Бенчмарк: Турция открыла 50+ JV с Bosch/Siemens и другими, инвестировать $2 млрд в СП с европейскими фирмами, создавая 100 тыс. мест.
Турецкая логистика — это история успеха, где государство превратило географию в экономический двигатель, создав 2 млн рабочих мест, 12−15% ВВП и буст для машиностроения с JV на миллиарды.
Для Украины — это не просто пример, а насущная необходимость: адаптация модели с бенчмарками может ускорить восстановление, привлекая инвестиции и усилив транзитный потенциал.
Можно, конечно, откладывать эти планы и их обсуждение и подготовку на после войны, но мы знаем, что времени уже нет. И когда закончится война, то его будет еще меньше, а проблем больше.
Поэтому выбор за нами.
Текст опубликован с разрешения автора