«Боеспособность группировки сомнительна». Что в Молдове думают об освобождении оккупированного Приднестровья силами ВСУ — парламентарий
На фоне газового кризиса в непризнанном Приднестровье, который вызвала РФ, в украинском медиапространстве начали звучать мысли о необходимости устранения российской угрозы, которая там находится.
Что об этой идее думают в Молдове, рассказал в эфире Radio NV Оазу Нантой, молдавский политик и политический аналитик, член парламента Молдовы.
Оазу Нантой
Я вижу четкую, однозначную политику Кремля, который хочет представить [президента] Майю Санду в качестве лидера страны, который ведёт Молдову по украинскому сценарию, который готов развязать агрессию против Приднестровья.
И совершенно недавно, где-то неделю-полторы назад, Служба внешней разведки России даже опубликовала какой-то материал, якобы утечка информации, что Майя Санду обсуждая энергетический кризис вышла из себя и приказала готовиться к силовому захвату Приднестровья.
У руководства Молдовы есть четкая принципиальная позиция. Приднестровский конфликт — это не тот конфликт, который следует решать военными методами в ситуации, когда решение конфликта должно предусматривать превращение жителей левого берега в лояльных граждан Республики Молдова. Конечно, не всех, кому-то придётся уехать в Россию, но тем не менее. И этот конфликт не следует решать военным путем, требуются совсем другие методы.
А тот сценарий, [когда Украина помогает силовым путем освободить территорию Приднестровья от российского влияния], я слышал сразу после того, как провалилась первая волна путинской агрессии против Украины. Он был публично озвучен в масс-медиа в Украине.
Но это не тот сценарий, который Республика Молдова считает нужным для решения этой проблемы или даже допустимым.
Если вы спросили про условия (это чисто теоретический сценарий), [то это могло бы случиться в случае], если бы эти несчастные вояки с левого берега вдруг получили бы приказ от [российского диктатора Владимира] Путина атаковать с территории Молдовы Украину. Тогда ситуация, конечно, радикально бы изменилась.
Но когда мы говорим про эту оперативную группу российских войск, следует учитывать первый фактор. В 1993 году Украина и Россия подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, согласно которому Россия через территорию Украины свободно перемещала в Приднестровье и назад вояк, технику, вооружение. В 2015 году, в мае, Украина расторгла это соглашение. И для достижения левого берега Днестра для Москвы остался только Кишинёвский аэропорт.
Как вы понимаете, это сильно изменило ситуацию. И сегодня в этой несчастной ОГРВ (оперативной группе российских войск — Ред.) около 70% контингента — это жители левого берега Днестра, многие из которых даже не были ни разу в России, но они имеют российские паспорта. Они пошли туда служить ради зарплаты, ради пайка, но не для того, чтобы воевать и умирать за Путина.
И после 24 февраля 2022 года, я знаю конкретные случаи, когда некоторые из них расторгли эти контракты. И куда они убежали? Они убежали на правый берег Днестра.
Во главе этой оперативной группы есть российские офицеры, но, я повторяю, основной контингент вовсе не горит желанием воевать и умирать за Путина.
Поэтому боеспособность этой группировки более чем сомнительна. И давайте будем надеяться, что не понадобится её проверять ни в одном из сценариев.