В Украине знали, что самолет МАУ был сбит, но не противостояли Ирану из-за осторожности — Washington Post

13 января 2020, 14:18

Украине стало известно о том, что Boeing 737−800 был сбит ракетой, еще задолго до признания этого Ираном, говорится в материале The Washington Post.

В течение нескольких часов после ошеломительного признания Ираном факта ошибочного попадания их ракетой в украинский пассажирский самолет Украина самостоятельно сделала большое признание, отмечает авторитетное издание.

Реклама

Фото, сделанные на день раньше, где были изображены обломки самолета с небольшими отверстиями на них, указывают на возможное повреждение самолета иранской ракетой.

О том, что самолет рейса 752 Украинской международной авиакомпании был поражен у Тегерана именно ракетой, Украине стало известно еще задолго до признания этого Ираном. Но руководство государства выбрало взвешенный дипломатический подход.

«После публикации этих фото делать вид о своей непричастности Ирану будет трудно», — заявил The Washington Post Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.

REUTERS
Фото: REUTERS

Вскоре после падения самолета и гибели на борту 176 человек официальные представительства США, Канады и Великобритании заявили о своем предположении относительно сбивания самолета именно Ираном. Президент Украины Владимир Зеленский попросил их поделиться имеющейся информацией, но объявить любой вывод украинской стороны отказался, что было стратегическим решением, сообщил Данилов.

«Мы пришли к этому выводу раньше, чем Америка и Канада», — сказал он.

Украина хотела, чтобы следователи собрали все веские доказательства, заявил Данилов. Украинское представительство было осторожным, чтобы избежать резкой критики со стороны Ирана в течение этого времени для обеспечения дальнейшего сотрудничества на месте событий.

Перед Зеленским встала сложная задача обеспечить «сотрудничество Ирана и западных партнеров, не поддерживая ни одной из сторон конфликта», сказала киевский аналитик Международной кризисной группы Кэтрин Куин-Джадж.

Через четыре дня после падения самолета Зеленский объявил, что он и президент Ирана Рухани «договорились о полном и техническим сотрудничестве, включая вопросы компенсации».

«И снова Зеленскому удалось сохранить дипломатический баланс и с достоинством выйти из ситуации. Для новичка в политике он, видимо, имеет четкое понимание того, как примирить противоборствующие стороны для защиты интересов Украины», — заявила Нина Янкович, научный сотрудник Международного научного центра имени Вудро Вильсона.

REUTERS
Фото: REUTERS

Сейчас вопрос с Ираном в определенной степени решен, чего нельзя сказать о России и падении самолета авиакомпании Malaysia Airlines в июле 2014 года. Этот самолет был сбит ракетой, запущенной с оккупированной боевиками территории на востоке Украины. Тогда погибли все 298 человек, находившихся на борту.

Группа следователей из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины определила российскую военную часть, которая руководила зенитной ракетной системой и осуществляла преследование российских и украинских граждан. Несмотря на это, Россия продолжает отрицать любую причастность к инциденту.

«Самолет вылетел из европейской столицы более пяти лет назад, но Европа все еще не закончила расследование этой катастрофы и не может определить виновников. В нашем случае потребовалось гораздо меньше времени, чтобы понять, что произошло», — сказал Данилов.

Украинская команда из 45 экспертов и поисково-спасательного персонала, включая тех, кто работал над делом авиакомпании Malaysia Airlines, прибыла в Тегеран, чтобы расследовать причину падения украинского самолета и идентифицировать тела погибших. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил журналистам о том, что «как обычно и случается в подобных случаях, следственная группа не удовлетворена условиями работы».

«Они хотят иметь более широкий доступ в более сжатые сроки. Им нужно больше информации и данных. Очень трудно сказать, оправдана ли эта просьба», — сказал Пристайко.

На фотографиях с места катастрофы, размещенных в социальных сетях, были продемонстрированы остатки ракеты российской системы противовоздушной обороны Тор, известной в НАТО также как SA-15 Gauntlet. В 2005 году Россия экспортировала зенитную ракетную систему в несколько стран, включая Иран. Она была создана для поражения целей короткой и средней дальности.

REUTERS
Фото: REUTERS

Среди других проблем, следователи столкнулись также с тем, что место катастрофы было быстро очищено бульдозерами. Обломки самолета были вывезены в соседний ангар. Украина не получала доступ к черным ящикам несколько дней. Пристайко отметил, что следователи исследовали обломки самолета и химические остатки на нем, а также посетили больницу, «анализируя тела людей, погибших в катастрофе».

Зеленский сообщил, что образцы ДНК родственников 11 украинцев, которые находились в самолете, были собраны для выявления их тел.

«Современные технологии, быстрый обмен информацией и работа с информационными ресурсами, которые сейчас существуют в мире, дают возможность найти ответы на очень сложные вопросы. Варианта с непричастностью Ирана к катастрофе больше быть не может. Мы надеемся, что они это понимают», — сказал Данилов.

«Анализ информации, которую мы получили здесь — не в Тегеране, а в Украине — уже указывал на то, что у них не было оснований отрицать».

Избежание большего международного раскола — это значительный вызов для Зеленского. В видеообращении к украинцам Зеленский был торжественным, но победным.

«Мы работали систематически, без истерии и с одной целью: достичь результатов, чтобы узнать правду об обстоятельствах катастрофы», — сказал он.

Показать ещё новости