Украина и Нидерланды против РФ. Что доказывало украинское правительство на слушаниях по самому масштабному делу ЕСПЧ
В Европейском суде по правам человека 26 января прошли устные слушания о приемлемости совместного межгосударственного дела Украина и Нидерланды против России. Об этом сообщает пресс-служба Министерства юстиции Украины.
Правительство Украины ожидает, что после слушаний ЕСПЧ признает фактический контроль РФ над временно оккупированной территорией Донецкой и Луганской областей с апреля 2014 года и начнет рассмотрение дела по существу.
Во время слушаний первыми выступили представители правительства РФ, вторыми — представители Украины, затем — представители Нидерландов. Позиция российского правительства такова:
1. Правительство РФ не согласно с отказом ЕСПЧ объединить международное дело Россия против Украины с делом Украина и Нидерланды против России;
2. Россия не признает жалобы в международных заявлениях и «не является стороной конфликта в Украине»;
3. Заявленные в деле жалобы «не подпадают под юрисдикцию РФ», поэтому его нужно отклонить;
4. События, которых касается дело Украина и Нидерланды против России, происходят на территории вне суверенитета РФ (в Донецкой и Луганской областях);
5. Межгосударственное дело «сфабриковано и не содержит надежных доказательств», доказательства сфальсифицированы;
6. Сбитие Boeing МН17 в июле 2014 года является трагедией для всего мира, но заявление правительства Нидерландов строится на «сфабрикованных доказательствах и обвинениях России», а РФ не имеет отношения к сбитию.
Украинская делегация во главе с министром юстиции Денисом Малюськой озвучила такую позицию:
1. Оккупация восточных областей Украины началась в апреле 2014 года, сразу после того, как Россия установила эффективный контроль над Крымом;
2. Агрессия является продолжительной и последовательной политикой РФ, ее цель — заставить Украину действовать в интересах России и столкнуть ее с пути к западным ценностям и европейскому выбору;
3. Как и в ситуации с Северной Осетией, Россия поощряет жителей оккупированных территорий получать российские паспорта, чтобы создать повод для вторжения на территорию другой страны, если такой повод понадобится;
4. Российское правительство неоднократно пыталось сорвать слушания о приемлемости дела. В частности, судья от РФ за 16 дней до слушаний заявил об отводе, из-за чего ЕСПЧ был вынужден перенести слушания с 24 ноября 2021-го на 26 января 2022-го;
5. По мнению правительства Украины, ЕСПЧ должен послать российскому правительству четкий сигнал, что Москва должна ответить за многочисленные нарушения прав человека и что ее манипуляции неприемлемы;
6. У России есть экстратерриториальная юрисдикция в понимании ст. 1 Конвенции по меньшей мере с конца апреля 2014 года. Это подтверждает присутствие российских военных и вооружения, военное, политическое и экономическое влияние на руководство «Д/ЛНР»; физический контроль представителей РФ над пострадавшими от нарушений прав человека;
7. Россия установила эффективный контроль над территорией Донбасса в апреле 2014 года;
8. Перехваченные разговоры и заявления главарей боевиков подтверждают, что Россия их контролирует. С начала АТО Украиной Россия оказывала сепаратистам логистическую и военную поддержку;
9. Параллельно с военным присутствием и поддержкой, Россия контролировала ключевые политические и экономические сферы деятельности «Д/ЛНР» — это подтвердили руководители объединений;
10. С 2019 года жители «Д/ЛНР» могут стать гражданами РФ — это необходимо для получения пенсии и соцвыплат;
11. Правительство РФ не предоставило убедительных доказательств и аргументов в ответ на доказательства присутствия российских военных и вооружений на востоке Украины, которые предоставила украинская сторона;
12. Россия должна понести ответственность за нарушения прав человека на востоке Украины, в том числе за сбитие Boeing МН17, а у ЕСПЧ есть компетенция рассматривать это дело;
13. Два типа доказательств подтверждают существование административной практики нарушений РФ прав человека: доклады международных организаций и показания свидетелей;
14. Как и в деле по поводу Крыма, правительство Украины считает, что правило исчерпания эффективных средств национальной правовой защиты не применяется в деле из-за административной практики нарушений прав человека;
15. Главная цель Украины в рамках дела — прекратить нарушения прав человека и не допустить их на неподконтрольной территории в будущем.
Правительство Нидерландов озвучило свою позицию в части жалобы по поводу сбития MH17.
«Ожидаемое решение о приемлемости дела Украина и Нидерланды против России существенно облегчит поддержание индивидуальных исков граждан и компаний против РФ как в самом Европейском суде, так и в инвестиционных арбитражах, и будет основой, на которой индивидуальные дела, дела в арбитражах будут двигаться дальше, а заявители смогут взимать компенсации с России за нарушенные права, ведь международным судом будет установлен факт оккупации (эффективного контроля) части территории Украины со стороны России, как это произошло в деле Украина против России (по Крыму)», — подчеркнули в Министерстве юстиции.
В деле Украина и Нидерланды против России ЕСПЧ объединил три жалобы, которые касаются массовых и систематических нарушений прав человека на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, похищения и попыток незаконно вывезти детей-сирот из Донецкой и Луганской областей в Россию в 2014 году и сбития самолета MH17.
Сначала суд должен вынести промежуточное решение — о допустимости жалобы, то есть о том, можно ли переходить к рассмотрению дела по существу. Ожидается, что этот этап займет 2−2,5 года. Вынесение решения по сути займет еще больше времени, потому что по объему доказательств и количеству нарушений межгосударственное дело Украина и Нидерланды против России — самое масштабное, которое когда-либо рассматривал ЕСПЧ.