Может ли НАТО защитить небо от России? Как устроен воздушный щит Альянса — The Economist
Польский полицейский рядом с российским дроном, 10 сентября 2025 года (Фото: Polsat News via REUTERS)
Журнал The Economist оценил воздушный щит НАТО на фоне недавнего вторжения российских БпЛА в Польшу и Румынию. Авторы задались вопросом, «может ли НАТО защитить свое небо от Кремля».
Как сказано в материале, появление российских беспилотников в небе Польши стало самым серьезным нарушением воздушного пространства НАТО с момента основания альянса более 75 лет назад. Генсекретарь НАТО Марк Рютте назвал реакцию альянса «очень успешной», хотя польские и нидерландские истребители сбили лишь небольшую часть дронов.
Воздушный щит Альянса состоит из нескольких частей. Первая задача — обнаружение угроз. НАТО владеет парком из 14 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, который обычно базируются в Гайленкирхене, Германия. Борты ДРЛО могут отслеживать российские самолеты, беспилотники и ракеты на территории Украины и Беларуси. Также Альянс располагает беспилотниками RQ-4 D Phoenix, которые выполняют длительные миссии на больших расстояниях и базируются в Сигонелле на Сицилии.
Польша в прошлом году заключила контракт на 1 млрд долларов на покупку американских аэростатов с радарами и системами распознавания «свой/чужой». Американские войска в Европе также экспериментировали с акустическими датчиками, похожими на те, которые Украина использует для улавливания звука приближающихся дронов.
Вторая часть системы ПРО НАТО состоит из истребителей, развернутых в Восточной Европе. Сейчас Италия, Испания и Венгрия охраняют воздушное пространство стран Балтии, Италия также патрулирует территорию Румынии, а Нидерланды и Норвегия — Польши.
«Последняя миссия была создана недавно для защиты польских авиабаз, откуда западная военная помощь направляется в Украину», — сказано в статье.
Самолеты союзников, которые выполняют патрулирование поочередно, могут контролировать воздушное пространство с помощью радаров, сопровождать российские самолеты, а при необходимости — сбивать цели, как это было 10 сентября.
Третий компонент — наземные системы ПВО, сказано в материале. У восточноевропейских стран есть свои радары и некоторые средства обороны, дополненные ЗРК Patriot, которые могут перехватывать самолеты, крылатые и баллистические ракеты. Германия направила батареи Patriot в Польшу, и то же самое планируют сделать Нидерланды. США и некоторые европейские союзники также используют эсминцы с радарами дальнего действия и перехватчиками. Кроме того, у США есть наземные радары в Румынии и Польше.
«Многие из этих датчиков и перехватчиков, хотя и не все, объединены в так называемую интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны (IAMD). Руководит этой деятельностью Командование ОВС НАТО, базирующееся в Рамштайне (Германия) и возглавляемое четырехзвездным американским генералом. Далее по иерархии командования воздушное пространство НАТО обслуживают два „объединенных центра управления воздушными операциями“: один в Германии отвечает за все севернее Альп, а другой, в Испании, — за южную часть», — объясняется в материале.
The Economist пишет, что теоретически это «грозный щит», но на практике система несовершенна. Одна из проблем, по версии авторов, — то, что много более крпных систем ПВО было отправлено в Украину, которая подвергается массированным ракетным и дроновым ударам, и арсенал в Европе несколько истощился. В августе Германия под давлением президента США Дональда Трампа пообещала передать Украине еще две системы Patriot, а затем и другие, взамен которых получит новые от США. Вашингтон также недавно перенаправил Украине швейцарский заказ на Patriot. В июне генсекретарь НАТО Марк Рютте говорил, что Альянсу нужно будет на 400% нарастить свои средства ПВО, чтобы соответствовать официальным планам. Однако, как сказано в материале, покрытие такой территории, как Европа, — «колоссальная задача».
Многие российские беспилотники небольшие и их трудно обнаружить радарами на фоне других помех в воздухе, пишут авторы. Беспилотникам и ракетам и раньше удавалось проникать на территорию НАТО, и в одном случае Польше понадобилось несколько месяцев, чтобы обнаружить под Быдгощем (более 400 км от украинской границы) российскую крылатую ракету.
Даже если беспилотники удается отследить, часто неэкономно перехватывать их большими количествами с помощью систем ПВО, созданных для более крупных целей (самолетов, крылатых и баллистических ракет). Так, российские дроны Гербера сделаны из пенопласта и изначально создавались как приманки. Многие члены Альянса разрабатывают системы защиты от БпЛА ближнего радиуса действия, используя лазеры, пушки и ракеты, но немногие активизировали усилия.
«Практически во всех европейских арсеналах есть пробелы на уровне ближнего и сверхближнего радиуса действия… Эти уязвимости делают европейцев плохо подготовленными к тому виду… войны, который мы наблюдаем в Украине», — писал лондонский Международный институт стратегических исследований.
Проблема также в нехватке политической воли, пишет The Economist. Воздушный щит зависит от США, которые при президентстве Трампа переключают внимание с Европы на другие регионы и «могут быть менее готова разворачивать собственные системы ПВО на континенте и пополнять запасы перехватчиков».
«Европейские ВВС располагают сотнями боевых самолетов, многие из которых ежедневно патрулируют восточный фронт Альянса. Однако штабы, управляющие этими воздушными операциями, по-прежнему полагаются на участие и опыт США», — отмечается в материале.
Трамп ранее предположил, что вторжение российских дронов в Польшу может быть «ошибкой». Одновременно неясно, готова ли Европа активизировать военные действия. Как пишет The Economist, после 10 сентября Польша отошла от прежней практики и прямо заявила, что дроны были преднамеренно запущены Россией. Однако европейские страны до сих пор не хотят следовать примеру Израиля, который в прошлом году дважды перехватывал волны иранских бесплиотников над соседними странами, прежде чем те входили в воздушное пространство Израиля, и наносил превентивные удары за пределами своей территории.
«Согласно действующим правилам НАТО, альянс, действующий совместно, а не на национальном уровне, не может сбивать ракеты над Беларусью или Украиной. Для этого потребовалось бы единогласное одобрение всех 32 государств-членов, что Венгрия и Словакия почти наверняка заблокируют. В случае серьезного конфликта эти правила ведения боевых действий, безусловно, изменятся. Европа остается в проигрыше», — подводит итог журнал.