«Не обязательно кадровый дипломат». Когда Маркарову могут заменить на должности посла в США и кем — интервью с Мережко
Председатель комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко в интервью Radio NV объяснил, когда могут уволить посла в США Оксану Маркарову после инцидента с командой тогда еще кандидата в президенты Дональда Трампа и кто ее может заменить.
— Как дела с послом Маркаровой? Помним тот неприятный инцидент, когда фактически команда Трампа сделала из Маркаровой ответственную за то, что якобы Украина вмешивается в американские выборы. Должна ли теперь Украина, МИД менять посла? Как сложились после этого взаимоотношения между украинским посольством и командой Трампа?
— По моему мнению, надо, чтобы Украину представлял тот посол, который пользуется доверием и со стороны республиканцев, и со стороны демократов. Это очень важно. Но пока президентом остается [Джо] Байден, я не уверен, что произойдет смена посла.
Что касается позиции комитета, то это не наша прерогатива, мы не решаем этот вопрос. Это, скорее, в первую очередь будет решать сам президент [Владимир Зеленский] и Министерство иностранных дел.
— Правильно ли я понимаю, что после 20 января, когда уже полноценным президентом станет Трамп, Украине бы стоило задуматься заменить посла?
— Я этого не исключаю.
Но, опять же, вы знаете, ситуация, действительно, была довольно сложная, но, по моему убеждению, ее удалось уладить благодаря тому, что президент имел личную встречу с тогда кандидатом в президенты Трампом. Это было очень важно. Если такие вопросы, недоразумения возникают, то лучший путь — это просто поговорить на самом верху — чтобы президент пообщался и выяснил этот вопрос, и тогда, возможно, его можно просто снять, объяснить ситуацию. Это лучший вариант.
— А кто бы мог быть послом? Есть ли у вас какие-то варианты? Вы, видимо, обсуждаете это и с депутатами, и на комитете, и неформально. Кто мог бы стать преемником Маркаровой?
— Это зависит от президента, кого он видит на этой должности. Я не исключаю, что, возможно, и госпожа Маркарова останется, это также возможно.
Это кадровый вопрос, и здесь много составляющих. По моему мнению, надо, чтобы это был специалист. Общаясь с нашими послами, дипломатами (в частности, у нас замечательный посол в Перу [Юрий Полюхович] - очень профессиональный, который является ученым, специалистом по доколумбовым цивилизациям, культуре Майя), я увидел, что надо быть, во-первых, настоящим специалистом, знатоком этой страны, в которой ты представляешь Украину. И надо любить эту страну также, ее народ по крайней мере.
То есть такие критерии: профессионализм, высокий профессиональный уровень, который вызывает уважение.
Я считаю, что вообще надо, чтобы посол был фигурой харизматичной, чтобы он был интересен, например, если речь идет об американском обществе.
Кто может быть конкретно? Я думаю, что таких людей много — и в МИДе, и, кстати, вне МИДа. Не обязательно должен быть кадровый дипломат. Главное, чтобы это был специалист, который знает американскую политику, культуру. И я уверен, что президент сделает правильный выбор в этом плане.
— На самом деле, если мы говорим о США, там приветствуются и политические назначения. В начале ноября МИД давал данные, что почти в 30 странах мира нет украинских послов. Это катастрофа, разве нет?
— Это не катастрофа, но есть объективные причины. Они связаны с нехваткой финансирования и бюджетными вопросами. Я могу привести пример, когда посол в Перу выполняет функции посла в Эквадоре и в Колумбии. И это очень трудно. Например, посолка в Южно-Африканской республике, — там еще около девяти стран в Африке. То есть, действительно, нам не хватает послов, но во многом это зависит от денег.
К сожалению, я знаю посольство, где только два дипломата. В некоторых крупных странах там только пять украинских дипломатов. Когда мы сравниваем с количеством российских дипломатов в этих странах, мы видим, что это во много раз больше.
— Значит, Украина провалила этот трек с дипломатической службой. Потому что много было дано обещаний об усилении дипломатической службы. Даже Владимир Зеленский в своем ежегодном обращении к Верховной Раде тоже упоминал, что мы снова будем усиливать дипломатию. Так это все, получается, пустые обещания?
— Усиление происходит. Мы видим, что, например, все больше становится послов, что вакансии исчезают. Например, в Африке недавно, даже за последний год появляются новые посольства. То есть прогресс происходит, но, конечно, хотелось бы, чтобы это было быстрее, чем сейчас.
А финансирование зависит, кстати, от Верховной Рады также. Наш комитет, мы последовательно выступаем за то, чтобы больше финансировать Министерство иностранных дел. Но колоссальный дефицит бюджета. И главным нашим вопросом является финансирование армии. К сожалению, не хватает денег на МИД. И я считаю, что это неправильно, кстати. Но таковы, к большому сожалению, финансовые реалии.