«Ложная парадигма». Чего Навальная и другие оппозиционеры из РФ не поняли о своем народе и его вине вместе с Путиным, — Фейгин
На линии огня. Марк Фейгин побывал в городке Часов Яр, который находится у линии фронта (Фото: DR)
Экс-депутат госдумы РФ и блогер Марк Фейгин описал NV два ключевых недостатка так называемой российской оппозиции.
Российская оппозиция, несмотря на годы эмиграции, так и не смогла преодолеть свою главную болезнь — непреодолимое эго и нежелание признавать ответственность народа РФ за войну.
Об этом в интервью NV рассказал Марк Фейгин, бывший депутат госдумы РФ, а ныне оппозиционный блогер и юрист, проживающий в ЕС.
Комментируя недавнее заявление Юлии Навальной, вдовы погибшего политика Алексея Навального, о том, что ее эмигрантское движение является «единственной оппозицией РФ», Фейгин отметил: подобная вера в собственную монополию — не новое явление: это давняя проблема российской интеллигенции.
«Интеллигенция в России по своей природе эгоцентрична и индивидуалистична. Все считают, что знают лучше других, и не способны договариваться, делить влияние или уступать. Я был свидетелем того еще в 90-е, когда в думе пытались объединить „Выбор России“ Гайдара и „Яблоко“ Явлинского. И ничего из этого не получилось», — рассказал Фейгин.
Именно эта глубокая внутренняя фрагментированность, по его мнению, и объясняет, почему во время полномасштабной войны российская оппозиция не имеет единой позиции и не способна создать действенную коалицию.
Еще одной глубоко укоренившейся проблемой российской политической среды Фейгин считает народопоклонство: идею о том, что народ сам по себе «добрый», «несчастный», а за все ответственна исключительно власть.
«Эта ложная парадигма тянется из российской истории. Народ считается священным, а потому невиновен. Виновата всегда власть. Оппозиционер должен спасать народ, но народ не отвечает за свои поступки. Именно поэтому политики в эмиграции не говорят: „Это вы должны избавиться от Путина и прекратить войну“. Потому что боятся, что народ от них отвернется», — объясняет он.
Фейгин убежден: именно эта психологическая установка не дает российской оппозиции вырваться из прошлого. «Проблема не в отношении к Украине. Проблема в отношении к собственному народу. Если ты не можешь от него отмежеваться и не способен прямо сказать об ответственности за войну, то ты остаешься в той же системе координат», — отмечает оппозиционер.