Чудо инженерии и бешеные прибыли. Почему Трамп готов воевать за Панамский канал — видеоразбор NV

22 января, 20:03
Контейнеровоз в Панамском канале, 23 июня 2016 года (Фото: REUTERS/Carlos Jasso/File Photo)

Контейнеровоз в Панамском канале, 23 июня 2016 года (Фото: REUTERS/Carlos Jasso/File Photo)

Автор:

Президент США Дональд Трамп во время своей инаугурации 20 января заявил, что Штаты должны вернуть контроль над Панамским каналом. Планы на него давно вынашивает и Китай. Почему эти 82 километра водной артерии имеют огромное значение для мировой экономики и на что готов пойти Трамп — в сюжете Video NV.

Панамский канал — один из самых дерзких и сложных для реализации проектов в истории человечества. Он полностью изменил мировую экономику и имеет огромное геополитическое значение. Президент Дональд Трамп не исключает, что может вернуть Соединенным Штатам контроль за каналом военным путем.

Реклама

Почему этот 82-километровый водный путь так важен для мирового гегемона? И почему Китай готов вкладывать в экономику далекой Панамы миллиарды долларов?

Панамский канал соединяет Тихий океан с Атлантическим. Он расположен на Панамском перешейке. После открытия канала путь, к примеру, из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. до 9,5 тыс. километров.

Сегодня именно Панама контролирует и управляет этой водной артерией. Но так было не всегда.

Строительство Панамского канала начали французы, еще в XIX веке. Они вдохновились тогдашним чудом — Суэцким каналом, который соединил Средиземное море с Красным. Но французский проект потерпел крах из-за тропических болезней, которыми страдали рабочие.

Однако идея никуда не делась. В начале ХХ века строительство возобновили США, которые поддержали панамскую революцию за независимость от Колумбии. После чего буквально озолотили Панаму. Американцы заплатили этой латиноамериканской стране около десяти миллионов долларов за бессрочную аренду территории, через которую должен был пролегать Панамский канал. И обязались ежегодно платить Панаме четверть миллиона долларов аренды.

Гениальным решением инженеров стала конфигурация канала. Он построен на основе шлюзов, которые поднимают корабли во время прохода через перешеек. Разница между уровнем Мирового океана и Панамского канала составляет 25,9 метра.

До открытия Панамского канала кораблям, чтобы попасть из Тихого в Атлантический океан, приходилось обходить вокруг Южной Америки. Новая водная артерия значительно сократила путь. Сегодня в среднем время прохождения канала составляет всего 9 часов. А значит, это экономит судовладельцам кучу денег.

Это прекрасно понимали американцы, взявшись за, казалось бы, безумный проект. Зона Панамского канала, которую контролировали США, имела собственное правительство и собственную инфраструктуру. Местного губернатора назначали в Вашингтоне. В 1950-х годах США построили стену, которая отделила Панаму от американской зоны контроля. Это вызвало недовольство Панамы, бунты продолжались годами. В 1964-м это привело к десяткам смертей и в конце концов эвакуации посольства США из зоны Панамского канала.

1977 год. Отношения между США и Панамой улучшились. И президент Джимми Картер пообещал постепенно передать контроль над водным путем панамским властям. При этом договор предусматривал пользование каналом всеми желающими странами. Окончательно американцы вышли из зоны Панамского канала в 1999 году. С тех пор им руководит правительство Панамы.

Президент Картер в ходе дискуссий о статусе Панамского канала, 1 февраля 1978 года (Фото: Library of Congress/Marion S. Trikosko/Handout via REUTERS/File Photo)
Президент Картер в ходе дискуссий о статусе Панамского канала, 1 февраля 1978 года / Фото: Library of Congress/Marion S. Trikosko/Handout via REUTERS/File Photo

Сегодня на Панамский канал приходится 5−6 процентов объема мировой торговли. Более половины всех грузов, которые перевозят в контейнерах из Азии в Америку, движутся по этому маршруту. США являются крупнейшим пользователем Панамского канала. Но за каждый проход судна нужно платить около 400 тысяч долларов. Ежегодно Панама получает более 2,5 миллиарда долларов. А мировые доходы от Панамского канала составляют 5 миллиардов.

Празднование 25-й годовщины перехода канала под юрисдикцию Панамы, Панама-Сити, 31 декабря 2024 года (Фото: REUTERS/Aris Martinez)
Празднование 25-й годовщины перехода канала под юрисдикцию Панамы, Панама-Сити, 31 декабря 2024 года / Фото: REUTERS/Aris Martinez

В 2017 году Панама разорвала дипломатические отношения с Тайванем, признав его территорией Китая. С тех пор КНР стала вторым крупнейшим пользователем Панамского канала. Пекин контролирует два его порта, вкладывает миллиарды долларов в инфраструктурные проекты. И это новоизбранному президенту США Дональду Трампу совсем не нравится. Чего сам Трамп не стал скрывать и в заявлении о возвращении контроля над Панамским каналом обвинил Китай, который, по его мнению, на самом деле контролирует этот путь вместо Панамы.

Дональд Трамп (Фото: REUTERS/Carlos Barria/File Photo)
Дональд Трамп / Фото: REUTERS/Carlos Barria/File Photo

В настоящую войну за Панамский канал пока что эксперты мало верят. Но учитывая поступки и поведение Трампа, ожидать от него можно чего угодно и в любое время.

Показать ещё новости