Ультиматумы Нарышкина и Лаврова. Чего на самом деле требует Кремль в «мирных» переговорах и как посягает на весь восток и юг Украины — ISW
Псевдоисторическая реконструкция парада 1941 на Красной площади в Москве, 7 ноября 2024 года (Фото: REUTERS/Yulia Morozova)
Несмотря на то, что США ведут переговоры с Россией о пути к якобы мирному урегулированию войны против Украины, члены ближайшего окружения Владимира Путина четко фиксируют и повторяют неприемлемые для переговоров требования российского диктатора, которые он сформулировал еще в июне 2024 года и ранее.
Об этом идет речь в новом отчете Института изучения войны.
Аналитики ISW обратили внимание, что после встречи специального представителя США на Ближнем Востоке Стива Уиткоффа с Владимиром Путиным, которая прошла 11 апреля, сразу двое высокопоставленных членов ближайшего окружения Путина повторили неприемлемые для переговоров требования российского диктатора о развязывании войны в Украине, которые он сформулировал еще в июне 2024 года. Согласно этим требованиям, любые будущие мирные договоренности якобы должны привести к смене власти в Украине, значительным территориальным уступкам со стороны Киева и долгосрочным ограничениям для украинской армии.
14−15 апреля эти требования озвучили глава Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Так, по словам Нарышкина, будущее мирное соглашение якобы должно содержать условия о нейтралитете Украины; демилитаризации и «денацификации» украинского государства; отмене украинских законов, которые якобы дискриминируют русскоязычных в Украине; а также признании незаконной аннексии Россией всей территории Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей [а также Крыма — прим. ред]. Лавров добавил, что нынешняя власть Украины якобы является «неконституционной» и что Россия «не может отказаться от [русскоязычных людей на оккупированных территориях Украины]» после незаконных и фиктивных референдумов о «присоединении к РФ», которые Россия «провела» в четырех областях Украины осенью 2022 года. Лавров повторил, что 14 июня 2024 года Путин «очень четко очертил» свои требования России относительно будущего мирного соглашения о прекращении войны, и заявил, что эти требования «не были какими-то просьбами». Лавров заявил, что относительно требований России «нет секретов», и напомнил о требовании устранения «первопричин» войны в будущем мирном соглашении. Он также отметил, что требования Путина от июня 2024 года является основой переговорной позиции России.
В ISW напоминают, что Путин озвучивал такие требования к будущему прекращению огня и мирным переговорам, в том числе и в ультиматуме 14 июня 2024 года, за день до инициированного Украиной Саммита мира в Швейцарии:
- чтобы украинские войска «полностью вышли» даже из до сих пор подконтрольных Украине территорий в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях, и только после этого Россия готова начать переговоры с Украиной,
- чтобы Украина официально отказалась от своей конституционно закрепленной цели стать членом НАТО и от своих стремлений присоединиться к любым оборонным блокам,
- от международного сообщества — признать четыре незаконно аннексированных и оккупированных области Украины частью России;
- отменить все санкции Запада против России;
- демилитаризация Украины;
- «денацификация» Украины.
Хотя эти требования препятствуют даже двусторонним соглашениям по безопасности, о которых Украина уже договорилась или ведет переговоры, Путин и другие чиновники Кремля регулярно выдвигают все те же позиции, напоминают в ISW. При этом Москва использует «расплывчатые формулировки, чтобы скрыть наиболее экстремальные требования России». Фактически же российские чиновники, включая Путина, формулируют свое главное требование к Западу — признать незаконную аннексию Россией оккупированной территории Украины и заставить Украину уступить не только территорию, но и свой будущий суверенитет и способность защищаться.
Аналитики ISW также подробно напомнили и еще раз объяснили, что имеют в виду кремлевские чиновники, когда озвучивают свои требования.
«Демилитаризация» Украины. Путин назвал «демилитаризацию» одной из главных целей полномасштабного вторжения России в Украину еще в феврале 2022 года, а летом 2024-го подчеркнул, что Украина должна пройти «необратимую демилитаризацию» в случае будущего прекращения огня. Во время переговоров в Стамбуле в апреле 2022 года Россия требовала, чтобы Украина сократила свою армию до уровня меньшего, чем до начала полномасштабного вторжения РФ, а также обязалась никогда не иметь армии, которая была бы способна защитить Украину от будущей российской агрессии. Россия требовала, чтобы ВСУ насчитывали менее 85 тыс. военнослужащих, Нацгвардии — менее 15 тыс., чтобы украинская армия имела менее 1400 единиц танков и бронетехники совокупно. К 2022 году украинская армия насчитывала около 196,6 тыс. личного состава, 60 тыс. бойцов Нацгвардии и более 3 тыс. танков и бронетехники.
«Денацификация» и установление «легитимной» власти. Еще одной из главных целей полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года Путин назвал «денацификацию» Украины. При этом российские чиновники определяли «денацификацию» как «ликвидацию» тех, кто якобы «насаждает русофобию» в Украине. Российские официальные лица часто используют термин «денацификация», чтобы призвать к смене власти в Украине и установлению пророссийского правительства в Киеве. Путин регулярно называл все украинские правительства с 2014 года «нелегитимными» и 28 января 2025 года вновь заявил, что Россия не будет рассматривать никакие соглашения, заключенные с действующей украинской властью, как обязывающие.
Отказ Украины от стремления к членству в НАТО или любых оборонных блоках в будущем. Требование Путина относительно «нейтралитета» Украины остается одним из главных оправданий его полномасштабного вторжения в Украину. В Стамбуле весной 2022-го Россия требовала от Украины внести изменения в Конституцию, чтобы исключить положение о стремлении Украины к членству в НАТО и добавить пункт, который бы конституционно закреплял нейтралитет Украины и запрещал бы ей присоединяться к любым военным альянсам, заключать военные соглашения или размещать иностранный военный персонал или военные системы в Украине.
Украина должна отдать России оккупированную украинскую территорию и «Новороссию». В своих требованиях 14 июня 2024 года, на которые теперь ссылается Лавров, Путин дал понять, что Россия не удовлетворится прекращением войны на тех линиях, которые она сейчас удерживает, и прямо призвал украинские силы выйти из неоккупированных частей Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей. Путин выдвинул это требование как предпосылку для любых «мирных» переговоров с Украиной. В ISW отмечают, что Кремль не раз демонстрировал, что имеет территориальные амбиции за пределами админграниц этих четырех областей, а российские чиновники часто ссылаются на вымышленный термин «Новороссия» чтобы претендовать на другие территории на востоке и юге Украины, включая Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую области. На самом деле «Новороссия», как подчеркивают ISW — это аморфное и вымышленное региональное понятие, которое в воображении кремлевских чиновников якобы включает всю южную и восточную Украину как якобы «неотъемлемую» часть России.
Решение войны должно быть направлено на решение ее т.н. «первопричин». Лавров и Кремль неоднократно определяли эти «первопричины» войны в Украине как якобы нарушение НАТО своих «обязательств» не расширяться на территорию Восточной Европы и вдоль границ России в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах. Также среди этих «первопричин» Россия безосновательно называла якобы дискриминацию украинским правительством этнических русских и русского языка, СМИ и культуры в Украине. Эти заявления РФ использует, чтобы оправдать оккупацию и незаконную аннексию украинских территорий.
***
Таким образом, кремлевские чиновники продолжают готовить информационную почву для того, чтобы потребовать от Украины сдать неоккупированную территорию и оправдать амбиции России для установления контроля над независимыми странами. 14 апреля Лавров заявил Коммерсанту, что Россия и США еще не согласовали никаких «ключевых параметров» будущего потенциального соглашения о прекращении войны в Украине. Лавров также определил территории Украины, на которые претендует Россия, как «Донбасс и Новороссию». Глава МИД РФ утверждал, что украинское правительство якобы «не представляет Крым, Донбасс или Новороссию» или «ряд других территорий, которые все еще остаются под контролем [Украины]». Лавров также прямо заявил, что власти Украины якобы «не представляют» жителей Одессы и что Россия построила Одессу и «многие другие» города в Украине. Недавно Путин заявил, что «Новороссия» является неотъемлемой частью России, а представитель Кремля Дмитрий Песков определил «Новороссию» как всю восточную и южную Украину, включая Харьковскую, Днепропетровскую, Николаевскую и Одесскую области. В 2023 году Путин заявлял, что город Одесса, Крым и весь «Черноморский регион», мол, не имеют «ничего общего с Украиной». Постоянное усиление этих утверждений Лавровым свидетельствует о том, что Россия стремится оккупировать даже большую территорию Украины, чем ту, которую Россия сейчас требует — даже несмотря на то, что она ведет текущие переговоры с Соединенными Штатами якобы о прекращении войны в Украине.