«Безопасность Европы решается в Украине». В Мюнхене состоялся пятый Украинский ланч: что обсудили мировые политики
Во время Мюнхенской конференции по безопасности в субботу, 19 февраля, состоялся пятый Украинский ланч на тему Безопасность Европы решается в Украине, организованный Ялтинской европейской стратегией (YES) и Фондом Виктора Пинчука.
Дискуссию, во время которой обсудили угрозы безопасности Украины и их значение для Европы и Запада, модерировала главный редактор журнала The Economist Занни Минтон Беддос. В обсуждении приняли участие:
- историк и автор The Atlantic Энн Эпплбаум;
- заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джеоане;
- министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба;
- министр иностранных дел Швеции Анн Линде;
- бывший министр обороны США генерал Джеймс Мэттис;
- министр обороны Швеции Петер Хультквист;
- бывший директор Центрального разведывательного управления США генерал Дэвид Петреус;
- глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер;
- министр иностранных дел Дании Йеппе Кофод.
Приводим текстовое изложение дискуссии, которое есть в распоряжении НВ.
Занни Минтон Беддос начала дискуссию с оглашения результатов опроса участников Украинского ланча в Мюнхене, который показал, что Запад недостаточно сплочен для сдерживания российской агрессии: 55,6% респондентов ответили отрицательно и 44,6% утвердительно на вопрос «Достаточно ли сильный и сплоченный сегодня Запад для сдерживания российской агрессии?»
На второй вопрос о перспективе войны 62,7% респондентов ответили отрицательно и 37,3% утвердительно.
Комментируя результаты опроса, Мирча Джеоане сказал: «Если Россия примет досадное решение — что, с нашей точки зрения, является большой стратегической ошибкой со стороны России — и продолжит вторжение, я могу гарантировать, что Запад будет единым как никогда. НАТО и ЕС сотрудничают теснее, чем когда-либо. Все члены Североатлантического союза тесно сотрудничают друг с другом».
«Последствия для России — долгосрочные, политические, экономические, технологические и репутационные будут исключительно тяжелыми», — добавил он.
Комментируя разведывательные данные из открытых источников о ситуации на украинско-российской границе, генерал Дэвид Петреус заявил: «Что действительно поражает и вызывает наибольшую тревогу в последние недели, это развертывание не танков, поставок и тому подобное, а так называемых вспомогательных средств — боевой поддержки артиллерии и остальных, дозаправки, госпиталей. Когда вы видите развернутые полевые госпитали — они не нужны для учений, они нужны для вторжения. Вот что особенно беспокоит».
Джеймс Мэттис согласился с описанием российских действий на украинской границе и добавил: «Что вы должны учитывать при этом, это то, как долго он (Владимир Путин — ред.) сможет удерживать эти войска в полевых условиях на этих позициях. Он может держать их там сколько угодно, пока он готов платить эту цену».
«Сейчас он делает все, что хочет. И я думаю — хотя никто из нас не знает, что у него в голове — он персонаж Достоевского, он видит Россию в окружении чудовищ. И для него только два типа — те, которые делают то, что он говорит, и враги. Если только Украина не готова уступить свой суверенитет, я был бы очень пессимистичен по поводу следующих нескольких дней и недель», — сказал он.
Энн Эпплбаум раскритиковала позицию Запада: «Меня до сих пор беспокоит вопрос, удалось ли убедить Путина в том, что он заплатит достаточно высокую цену. Дело не в переговорах, не в расширении НАТО — это второстепенные проблемы. Для Путина существование суверенной независимой Украины является фундаментальным вызовом его форме правления, его автократии и клептократии».
Анн Линде заявила, что вторжение России в Украину является риском для всего европейского порядка безопасности: «Мы должны бороться за свободу Украины и остановить атаки на нее».
Также участники дискуссии выразили обеспокоенность единством Запада в выработке общего ответа на российскую агрессию против Украины.
По словам Джеймса Мэттиса, последствия в случае вторжения Путина могут быть непредсказуемы и нужно быть готовыми к тому, что произойдет дальше.
«Да, 100 тысяч солдат могут однажды ворваться в Украину, но 100 тысяч солдат не смогут удержать Украину. Так что возникнет проблема. Когда вы вводите санкции, люди начинают суетиться, и теперь перед Путиным стоит дилемма, он собирается действовать. Поэтому мы должны признать: дело не в том, что мы делаем сейчас, а в том, что мы сможем удержать, и это включает военную игру. Сохранение тесной связи ЕС с НАТО, чтобы мы не просто решали эту одну проблему, а расширяли конкурентное пространство и говорили: первый день санкций был плохим, третий день будет в 10 раз хуже. Другими словами, если вы будете плохо вести себя здесь, будет еще хуже», — подчеркнул он.
Мэттис призвал международное сообщество соблюдать «твердое единство, быть готовыми и не соглашаться на компромиссы по основным принципам».
Министр обороны Швеции Петер Хультквист отметил: «Сейчас мы столкнулись с большим вызовом. Я думаю, что у нас есть платформа для развития единства шаг за шагом из-за того, что происходит вокруг нас. Когда россияне делают какие-то шаги, мы тоже должны делать свои. И если мы будем это делать в единстве, я думаю, мы сможем быть сильными. И это ключевой момент — быть сильными вместе. Только так мы сможем справиться с этим».
Министр иностранных дел Дании Йеппе Кофод поддержал мнение Хультквиста и заверил присутствующих, что против России будут введены «максимально разрушительные санкции», если Москва решит вторгнуться в Украину.
Немецкий дипломат Вольфганг Ишингер сказал: «Меня больше всего беспокоит сюрприз, на который, я думаю, российское правительство может быть способно. Вспомните внезапность произошедшего в 2014 году».
Комментируя отсутствие единства в Европе, он поднял вопрос о разногласиях во внутренней политике Германии, особенно по поставке энергоносителей из России и санкций. «Я здесь не для того, чтобы обсуждать Северный поток-2, но я хотел бы очень скромно заметить кое-что. Это не маленькая проблема во внутренней политике Германии — это серьезный вопрос, который нашему правительству нужно как-то решать», — отметил он.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что «ситуация ухудшается ежечасно», и отметил, что Запад имеет в руках «набор инструментов», чтобы остановить эскалацию: «Это тот момент, когда нейтралитет или неспособность действовать, или желание подождать и посмотреть, как будут развиваться события, играет на руку России и ведет к дальнейшей эскалации. Сейчас не время для стратегии „поживем-увидим“. Сейчас пора действовать, потому что если президент Путин заметит малейшие сомнения, малейшую разобщенность или неспособность Запада действовать решительно, это побудит его к дальнейшей эскалации».
Он призвал союзников Украины на Западе ввести санкции против России и определить европейскую перспективу для Украины. «Есть одна вещь, которую Запад может сделать легко, это ничего не стоит, но изменит правила игры и отправит сильнейший возможный сигнал — это предоставление Украине европейской перспективы и даже статуса страны-кандидата прямо сейчас», — сказал министр.
Уже пятый раз Украинский ланч в Мюнхене стал платформой для обсуждения вопросов безопасности Украины и ее последствий для Европы и международного порядка. Среди ранее выступающих были Христя Фриланд, Роберт Гейтс, Ричард Хаас, Керсти Кальюлайд, Мирослав Лайчак, Эдди Рама и президент Украины Владимир Зеленский.