Не хотят делиться. Почему растет градус напряженности между Украиной и Ираном
Иран прекратил делиться с Украиной доказательствами по расследованию сбитого украинского самолета МАУ после утечки аудиозаписи переговоров диспетчера с пилотом иранского самолета.
Об этом иранскому агентству Mehr заявил директор по расследованию катастроф в Иранской организации гражданской авиации Хасан Резаифар.
По его словам, аудиофайл был частью доказательств, которые украинским экспертам предоставили в рамках совместного расследования.
Ранее в распоряжении ТСН появились записи разговора диспетчера аэропорта Тегерана. Из них стало известно, что пилот другого самолета видел ракету, сбила самолет украинской компании МАУ в Иране.
Издание отмечает, что получило записи от спецслужб. На них диспетчер говорит с пилотом иранской авиакомпании Aseman Airlines, самолет которой садился, когда украинский Boeing взлетал. Сначала пилот говорит, что видел вспышку, как от ракеты и взрыв. В это время диспетчер аэропорта пытался связаться с экипажем украинского самолета, но тот не отвечал.
Зеленский на ТСН
Украинский самолет МАУ сбила ракета, а Иран об этом знал уже в тот момент. Об этом заявил президент Украины Владимир Зеленский в интервью ТСН. Так он прокомментировал записи переговоров диспетчеров и второго пилота.
По словам Зеленского, иранская сторона пригласила специалистов из Украины помочь с расшифровкой «черных ящиков» сбитого самолета.
В то же время, по словам главы государства, украинская власть все равно добивается возвращения в страну бортовых самописцев. Однако переговоры об этом продолжаются в напряженном режиме, добавил Зеленский.
«Иран уже понимает, что у нас есть больше доказательств, чем было изначально. Сейчас нас приглашают лететь в Иран. Я вам скажу откровенно, мы очень боимся этого, потому что они могут пригласить наших специалистов в их лабораторию, но нам еще тогда наши спецы сказали, что технически они не готовы к правильной истинной расшифровки. Поэтому я боюсь, что они могут их пригласить для расшифровки на месте и сказать: зачем вам черные ящики. Нет, мы хотим эти черные ящики», — отметил Зеленский.
По словам Владимира Зеленского, власти Ирана уже предложила семьям погибших 80 тысяч долларов компенсации, но Украина отказалась, Потому что считает, что таких денег недостаточно. На иранских властей будут давить, чтобы выплаты были большими, сказал Зеленский.
Лучше, чем ничего
Отправить украинских специалистов в Иран — это лучше, чем не получить от иранской стороны вообще ничего. А если это ловушка Ирана, то Украина может взять с собой все необходимое оборудование, отметил в комментарии НВ директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Однако, он отмечает, что Украина перед сложным выбором. Лучше сейчас совместно с международными партнерами усилить давление на Иран, говорит эксперт.
«В соответствии с процедурами, а ящики могут исследоваться в Иране, уже сам факт того, что иранцы согласились совместно исследовать — это уже прогресс. Ситуация сложная для нас, потому что, с одной стороны, мы говорим о том, чтобы ящики вернуть в Украину, с другой — понимаем, что, скорее всего, Иран их не вернет. Мы принимаем решения, исходя из тех обстоятельств, которые сложились, то есть ехать — это лучше, чем ничего не делать», — отметил Семиволос.
Ранее депутат иранского парламента Фараджулла Раджаб заявил информационному агентству Tasnim, что Иран не намерен отдавать черные ящики со сбитого самолета МАУ. Они останутся в стране и будут расшифрованы на иранской территории. А изучением информации, находящейся в «черных ящиках», будет заниматься иранское Министерство дорог и городского развития.
Украинская сторона заявила, что против Ирана будут подавать иски в международный суд.