Все уперлось в третий пункт. Когда Ереван и Баку подпишут мирный договор и какое будущее их отношений — армянский аналитик
Несогласие по сухопутному транспортному коридору, который бы связал Азербайджан и Нахичевань, не дает двум странам заключить мир. Об этом в интервью NV рассказал Рубен Меграбян, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности.
Подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном вполне возможно, считает Рубен Меграбян, публицист, эксперт Армянского Института международных отношений и безопасности (AIISA) и вице-председатель партии За Республику. Но для этого надо согласовать вопрос о транспортном коридоре на территории армянского региона Сюник, на создании которого настаивает Баку, объясняет он.
На третьем саммите Европейского политического сообщества в Гранаде, который состоялся 5 октября 2023 года, Армения достигла консенсуса с Брюсселем, Парижем и Берлином относительно того, на основе каких принципов возможен мир с Азербайджаном.
«Это три очень простых принципа, которые являются прямыми производными международного права и международной практики, — комментирует Меграбян. — Первые два пункта — это обоюдное признание территориальной целостности и признание границ 1991 года на основе Алма-Атинской декларации. Третий пункт фиксирует, что коммуникации, соединяющие обе страны, должны находиться под исключительным контролем того государства, на территории которого они проходят».
Впрочем, Азербайджан участия в саммите не принимал, поэтому пятисторонний документ превратился в четырехсторонний.
Однако, как отмечает армянский аналитик, Ереван и Баку уже достигли взаимопонимания по первым двум пунктам. Сейчас весь вопрос только в третьем.
Речь идет о сухопутном транспортном коридоре через армянский регион Сюник, который должен связать Азербайджан и Нахичеванскую автономию. Однако в Армении отказываются его создавать.
«Азербайджанское руководство требует либо экстерриториальный коридор, либо чтобы он находился под контролем ФСБ России, — поясняет Меграбян. — Естественно, Ереван на это не идет, мы считаем, что присутствия РФ быть не должно. Армения в состоянии самостоятельно контролировать любую часть своей территории».
В Ереване в целом негативно относятся к использованию термина «коридор», который на протяжении прошлого столетия получил негативные коннотации.
Вместо этого аналитик предлагает говорить о «транзите», который станет «Армянским перекрестком» и соединит «всех со всеми».
«Мы очень благодарны Литве за позицию, с которой она выступила через своего посла в Ереване, — подчеркивает собеседник NV. — Вильнюс предложил [взять за образец] их собственный опыт в этом вопросе».
Имеется в виду транзит между Калининградской областью и остальной территорией России. Такой механизм предусматривает таможенно-пограничный контроль, но с облегченными процедурами.
«Этот транзит работает, несмотря на всю имеющуюся конфронтацию, — добавляет Меграбян, — Мы выступаем за такое решение, но посмотрим, на что согласится Азербайджан».