«У нас была рота, у них — батальоны». Военные КНДР адаптировали тактику штурмов и сыграли решающую роль в вытеснении ВСУ на Курщине — WSJ
Солдат, вероятно, из Северной Кореи в Курской области РФ (Фото: Скриншот видео / Zelenskiy Official / Telegram)
С тех пор как осенью 2024 года северокорейские военные присоединились к войне РФ против Украины, они существенно улучшили свои навыки на поле боя и превратились в серьезного противника для украинских военных. В конце концов силы КНДР стали одним из факторов, которые существенно помогли россиянам потеснить защитников Украины в Курской области РФ.
Солдаты армии КНДР привыкли выбирать смерть вместо плена, получили поддержку с неба от РФ, адаптировались к угрозе беспилотников и пренебрегают жизнью еще больше, чем россияне, пишет Wall Street Journal в своем аналитическом материале о том, как военные из Северной Кореи усваивают уроки войны России против Украины.
«Решающие бои в Курской области, откуда украинская армия сейчас в значительной степени отступила, показывают, как северокорейские силы молниеносно адаптировали свою еще недавно устаревшую тактику к крупнейшей войне в Европе после Второй мировой», — пишет WSJ.
Издание описывает один из таких боев, который произошел в феврале 2025 года возле села Свердликово на Курщине. Сначала атака на украинские позиции выглядела как типичный российский штурм: КАБы ударили по блиндажам 225-го отдельного десантно-штурмового полка ВСУ, а затем волны вражеской пехоты небольшими группами начали наступать на украинские силы под артиллерийским огнем. Пехота наступала таким количеством, что украинские военные были вынуждены отступить за реку, заняв новые оборонительные позиции на противоположном берегу. Тогда, прослушивая радиосвязь врага, украинские защитники услышали непонятный для них язык — корейский.
«Они все наступали, наступали и наступали вперед, — рассказал WSJ капитан Олег Ширяев, командир 225-го полка, который воюет на Курщине с начала операции с августа 2024 г. — У нас там [в февральском бою под Свердликово] была рота, тогда как они атаковали батальонами».
Штурмы войск КНДР в феврале-марте 2025 года существенно отличались от их первых вылазок на поле боя в декабре 2024-го, напоминает издание. Тогда северокорейские солдаты шли в атаку большими группами без поддержки артиллерии, беспилотников или бронетехники, что делало их легкой мишенью для украинских защитников. На том этапе они не пользовались рациями, передавали команды голосом, и не обращали внимания на угрозу беспилотников — потому что, очевидно, никогда раньше не сталкивались с ней.
Однако уже к февралю 2025-го существенным преимуществом военных КНДР на Курщине стала их большая численность, физическая выносливость, готовность продвигаться под огнем в сочетании со значительно улучшенными тактическими навыками — включая передвижение небольшими группами и приемы «охоты» на украинские БПЛА. Кроме того, теперь северокорейцы в штурмах имеют полную поддержку всего российского арсенала вооружения, от КАБов до артиллерии и ударных беспилотников. «Они стали более интегрированными с российскими войсками, и [теперь] когда северокорейцы завершают свои штурмы, то россияне обычно захватывают позиции [украинских сил]», — пишет WSJ.
Кроме того, как напоминает издание, даже когда северокорейцы делают ошибки на поле боя, украинцам трудно взять их в плен, потому что многие из военных КНДР выбирают смерть. Несколько десятилетий назад северокорейский спецназ был обучен сохранять одну пулю напоследок и нажимать на курок с возгласом «Да здравствует наш лидер Ким Ир Сен!» — вместо того, чтобы попасть в плен. Теперь вместо пули используют подрыв гранаты, рассказал WSJ Майкл Мэдден, исследователь из Центра Стимсона в Вашингтоне.
В декабре один северокорейский военный в Курской области, окруженный украинским спецназом, взорвал гранату, выкрикнув: «Генерал Ким Чен Ын!». А двух пленных, которых украинцам удалось схватить живыми, пришлось отговаривать от самоубийства.
Понеся огромные потери в начале января 2024-го, северокорейские войска ненадолго исчезли с поля боя, чтобы вернуться примерно через месяц в феврале — именно тогда, когда Россия усилила свои попытки вытеснить украинских военных с Курщины, «чтобы лишить Украину разменной монеты в мирных переговорах».
С тех пор северокорейские солдаты «были одними из самых ценных на поле боя», в частности благодаря уже упомянутой интеграции с российскими войсками и улучшенной тактике в сочетании с их выносливостью, пишет WSJ со ссылкой на украинских военных и аналитиков.
Сейчас северокорейские командиры дислоцируются вместе с россиянами и передают инструкции своим соотечественникам на корейском языке, сообщил WSJ представитель военной разведки Украины. А «на земле» северокорейцы понимают элементарные слова на русском, которые они выучили за месяцы подготовки. Решающим же преимуществом является готовность северокорейцев наступать под огнем. «Бросив вперед огромную массу, они начали захватывать определенные позиции», — констатировал Олег Ширяев, командир 225-го полка ВСУ.
Село на Курщине, которое защищали его подчиненные, было расположено вдоль одного из критически важных для Украины логистических путей, обеспечивавших снабжение украинских сил на территории России. В феврале 2025 года россияне бросили все, чем располагали, на украинских защитников этих логистических артерий. Они массово использовали оптоволоконные дроны, которые неуязвимы к электронным помехам, и КАБы — даже для ударов по позициям, где оборонялись только двое-трое украинцев. Ширяев рассказывает, что побратимы погибших на этих позициях украинских защитников даже не могли приблизиться к локациям, чтобы идентифицировать тела и «попрощаться с ними должным образом».
Разбомбив мосты, чтобы отрезать украинцев на Курщине, северокорейская пехота двинулась вперед под прикрытием артиллерийского огня. Продвигаясь по полям и небольшим лесам, они использовали тактику российской пехоты, двигаясь меньшими [чем в декабре] группами по три-пять человек, рассказал Ширяев.
По словам солдат и аналитиков, подобные картины можно было наблюдать по всему Курскому фронту в последующие недели. Давление, которое заставило подразделение Ширяева отступить, было схожим на северной и на южной границе территорий, контролируемых Украиной на Курщине. В итоге образовались «клещи», что позволило российским пилотам беспилотников поражать машины, которые украинские силы использовали для снабжения своих сил.
К середине марта украинские военные в значительной степени отступили из Курской области, продолжая оборонять лишь небольшой участок территории за пределами российской границы.
WSJ пишет, что Ширяев указал на одно из ключевых отличий северокорейцев от украинцев на поле боя: явное игнорирование ценности человеческой жизни, в чем солдаты КНДР «превосходят» даже россиян.
«Почему штурмуют именно корейцы? Они лучше подготовлены психологически и физически, — говорит украинский командир. — В Курской области они выполнили свою миссию».
«Они платят кровью, — добавляет Ширяев, — Но этот опыт не пропадет даром».