«Мы — это Украина перед революцией». Проблемы с демократией, недостатки в системе власти и неизбежный кризис — американский политолог о США
Профессор политологии Лукан Вей подробно рассказал NV о том, что происходит в США накануне президентских выборов и анонсировал обострение ситуации в будущем.
С Луканом Веем, профессором политологии Университета Торонто, NV встречается на открытой лекции, которую исследователь читает для студентов Киевской школы экономики. И делает это на украинском. «Извините за некоторые слова на оккупантском, я постараюсь их избегать» — обращается Вэй к аудитории. Как и многие западные политологи — специалисты по Восточной Европе, сначала Вэй выучил русский язык, но с начала полномасштабного вторжения считает недостойным общаться на нем с украинцами.
Содиректор Программы украинских студий Петра Яцика Центра европейских, российских и евразийских студий (CERES), исследователь эволюции политических режимов постсоветских стран, Вэй много времени провел как в Украине, так и в России, поэтому неплохо знает регион своего научного интереса. Также он был наблюдателем от ОБСЕ во время Оранжевой революции 2004 года в Украине.
Однако с NV он делится своими мыслями относительно ближайшего будущего, которое ожидает США, и последствиями возможного прихода к власти Дональда Трампа, пытаясь посмотрит на это сквозь призму украинского интереса и называя главные политические риски американских выборов для поддержки Украины.
— Демократия — лучшая из несовершенных форм правления, но является ли демократия эффективной во времена войн за передел мира, которые де-факто начались сейчас?
— Я думаю, это довольно интересный сам по себе вопрос. Мы понимаем важность демократии и демократических процедур, и Украина является демократией. Но очевидно и то, что Украина уже сейчас имеет определенные ограничения демократии. И самая очевидная вещь — это выборы.
На Западе довольно много людей считают, что в Украине должны быть выборы, если она демократия. Но я не встречал ни одного человека здесь, в Украине, хотя я уверен, что они есть, который бы считал, что выборы президента должны быть. И я думаю, что причины очень очевидны — это просто невозможно.
Я и сам этого не осознавал, пока не приехал сюда, но здесь я говорил и с представителями оппозиции, которые выступают против Зеленского и которые вроде бы напрямую должны быть заинтересованы в выборах, но они тоже говорят, что выборы не ко времени. Поэтому мы имеем определенное ограничение демократии, но при этом в Украине есть работающий парламент, есть разъяснения, почему демократические выборы невозможны. Поэтому война безусловно влияет на демократию, но лишает ли она страну демократии как таковой, для нас важно исследовать. Пока я могу сказать, что люди за пределами Украины не понимают той сложной ситуации, в которой сейчас находится Украина, и удивляются как может быть демократической страна, в которой нет выборов.
— Для многих людей противостояние демократий с их медленными процессами принятия решений и автократий, где решения принимаются быстро, позволяют быстро концентрировать ресурс, выглядят рискованным. Они спрашивают: «Как можно противостоять России, если демократическое государство не может принять нужное законодательство полгода?». Что бы вы сказали на это?