«Тотальная война ближе, чем когда-либо». Кем был глава ХАМАС Исмаил Хания и что означает его убийство для Ближнего Востока
Исмаил Хания, многолетний политический лидер ХАМАС, был убит в Иране вместе со своим охранником. Об этом стало известно 31 июля из заявлений ХАМАС и иранского Корпуса стражей исламской революции. Это событие, которое может иметь огромное по последствиям влияние на Ближнем Востоке.
61-летнего Исмаила Ханию убили в его резиденции в Тегеране. По предварительным данным, в здание попала управляемая ракета. В столицу Ирана лидер ХАМАС приехал, чтобы принять участие в церемонии инаугурации нового иранского президента Масуда Пезешкиана.
NV напоминает, кто такой Исмаил Хания и почему его убийство является одним из самых знаковых событий после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года и в целом за последние годы на Ближнем Востоке.
Миллионер из трущоб. Как Исмаил Хания стал лидером ХАМАС и главным врагом Израиля
В течение последних двух десятилетий Исмаил Хания был одним из самых высокопоставленных лидеров ХАМАС и возглавлял политбюро ХАМАС с 2017-го. В разные годы занимал должности министра иностранных дел и премьер-министра Палестинской национальной администрации. В последние годы руководил политической деятельностью боевиков ХАМАС из эмиграции в Катаре. ХАМАС признан террористической организацией в Евросоюзе и США, а самого Ханию США признали террористом в 2018 году.
Исмаил Хания родился 29 января 1963 года в лагере палестинских беженцев Шати в Секторе Газа. До изгнания палестинцев на эти территории во время арабо-израильской войны 1948 года его родители жили на территории современного израильского города Ашкелон. В Секторе Газа семья жила на ежемесячные выплаты Агентства ООН по делам беженцев, Хания посещал здешние школы ООН, открытые для палестинцев.
В 20-летнем возрасте Хания поступил в Исламский университет Газы, где изучал арабскую литературу. Именно там будущий политик присоединился к Исламскому студенческому блоку, который был одной из базовых организаций для создания радикальной палестинской группировки ХАМАС.
За время учебы Хания сблизился с основателем и духовным лидером движения ХАМАС шейхом Ахмедом Ясином и стал его близким помощником.
Исмаил Хания присоединился к ХАМАС в 1987 году — в год основания движения и во время первой палестинской или «каменной» интифады (1987 — 1991). Это был полустихийный мятеж палестинских арабов, целью которого они провозгласили «борьбу против израильской оккупации» сектора Газы и Западного берега Иордана. Восстание включало как общие забастовки и бойкоты израильской администрации на этих территориях, так и силовые действия, в частности массовое забрасывание камнями и коктейлями Молотова военных ЦАХАЛа и его инфраструктуры, контролировавших эти территории. Тогда погибло около 200 израильтян и почти 2000 палестинцев.
За антиизраильские выступления Ханию арестовывали трижды, начиная с конца 1980-х, когда Израиль пытался взять под контроль палестинские бунты. Последний раз заключение длилось около трех лет и закончилось выселением на год в южный Ливан — что, похоже, укрепило авторитет будущего главы ХАМАС среди военизированных палестинских группировок. После года изгнания он вернулся в Газу в начале 1990-х, а в 1997 году стал личным секретарем и главой офиса духовного лидера ХАМАС шейха Ясина, что укрепило его позиции.
Именно Ахмед Ясин поспособствовал «карьере» Хании в ХАМАС и его приходу к власти среди палестинцев. В 2003 году оба они выжили после покушения, организованного Израилем, однако уже в 2004 году израильтянам таки удалось убить шейха Ясина. После его смерти Хания заявил толпе палестинцев, собравшейся возле больницы в Газе: «Вам не нужно плакать. Нужно быть стойкими и готовыми к мести».
Партия ХАМАС становилась все более популярной среди палестинцев в середине 2000-х. В начале 2006-го это движение во главе с Ханией получило большинство мест в Палестинском законодательном совете, а сам он стал премьер-министром и сформировал правительство.
Но уже в следующем году более умеренный президент Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас отправил Ханию в отставку, а премьер-министром назначил Салама Файяда. Это произошло после того, как группировка ХАМАС фактически вытеснила партию Аббаса ФАТХ из Сектора Газа за неделю короткой гражданской войны в Газе 10−15 июня 2007 года. Неделя кровопролитного противостояния между ФАТХ и ХАМАС привела к тому, что боевики ХАМАС взяли под свой контроль Газу, тогда как должностные лица и представители ФАТХ были либо взяты в плен, либо казнены, либо высланы. По данным Палестинского центра по правам человека, тогда погибло более 160 человек, более 700 были ранены.
При этом Хания отверг свое увольнение с поста премьера как «неконституционное» и заявил, что его правительство «не откажется от своих национальных обязанностей перед палестинским народом». С тех пор на палестинских территориях фактически действовали два правительства: движения ХАМАС во главе с Ханией в Секторе Газа и партии ФАТХ и Палестинской национальной администрации на Западном берегу реки Иордан. Условное «мирное соглашение» стороны заключили лишь весной 2011-го.
В 2017 году Исмаила Ханию назначили лидером политического бюро ХАМАС — в то время, когда движение пыталось смягчить свой имидж радикальной военизированной группировки, пытаясь расширить влияние как среди палестинцев, так и за рубежом. Под его руководством ХАМАС имел поддержку Ирана и ливанской Хезболлы, а также поддерживал отношения с арабским миром — от Ливана до Катара. Зато для Израиля Хания стал одним из главных врагов.
Уже к тому времени Хания «заработал» миллионное состояние. Контроль над большинством финансовых потоков в Газе помог ему и другим высокопоставленным чиновникам обеспечить себе далеко не бедственное существование. Вероятно, часть средств удалось получить за счет ввоза контрабанды. Также деньги могли поступать ему в виде пожертвований со счетов благотворительных фондов, которые были призваны улучшить жизнь жителей Газы.
В отличие от нищеты, в которой годами живут тысячи палестинцев, Хания не отказывал себе в роскошной жизни, чем с годами спровоцировал критику со стороны отдельных палестинских кругов. К примеру, в 2010 году он потратил 4 миллиона долларов на покупку участка земли на побережье Газы. Именно там он провел свое детство в лагере для беженцев. Покупку оформил на своего зятя, как и большинство другой недвижимости. Также лидер ХАМАС приобрел несколько квартир, вилл и домов в секторе Газы, которые регистрировал на своих 13 детей.
В 2019 году Хания переехал в Катар, что разгневало его сторонников. Видеообращения из дорогих отелей, встречи с другими лидерами ХАМАС в стиле арабских шейхов возмущали многих жителей Газы.
После того, как 7 октября 2023 года боевики ХАМАС совершили нападение на Израиль, а израильская армия начала ответную военную операцию, Хания не вернулся в Сектор Газа. В роли политического лидера ХАМАСа он был центральной фигурой этого движения, участвовавшей в переговорах и попытках якобы дипломатического урегулирования и прекращения огня с Израилем.
В то же время Исмаил Хания как глава всего движения боевиков ХАМАС десятилетиями оставался приоритетной целью Израиля. В июне 2024 года ХАМАС заявил, что сестра Хании и ее семья были якобы убиты во время удара израильских военных по дому его семьи в Секторе Газа. В то же время военные Израиля это утверждение не подтвердили. Кроме того, в апреле 2024 года трое из 13 сыновей Исмаила Хании были убиты израильскими войсками во время другой военной операции в Газе, напоминает New York Times. Израиль утверждал, что дом Хании использовали как место встречи высших должностных лиц террористической организации.
Тогда глава ХАМАС дерзко заявил: «Мы не сдадимся, какими бы ни были жертвы». Хания добавил, что он уже потерял десятки членов семьи на войне.
О личной жизни Исмаила Хании было известно немногое. Он был женат на Амаль Хании, которую считали его двоюродной сестрой. Они отпраздновали свадьбу, когда обоим было по 16 лет. Их старший сын Абдель Салам родился в 1981 году, а впоследствии возглавил Совет по вопросам спорта в Газе и стал членом Высшего совета по делам молодежи и спорта на контролируемых его отцом палестинских территориях. Самым состоятельным среди сыновей считали Мааза Ханию, которого называют «отцом недвижимости». В СМИ сообщали, что он якобы получил турецкий паспорт и имел возможность беспрепятственно покидать Газу и инвестировать в недвижимость в Турции.
В мае 2024 года прокурор Международного уголовного суда Карим Хан попросил палату предварительного производства выдать ордера на аресты нескольких лидеров ХАМАС по обвинениям в военных преступлениях. Среди них был и Хания. Прокурор МУС заявил, что на основании доказательств, собранных его офисом, есть основания считать виновными в военных преступлениях на территории Израиля и в секторе Газа в период как минимум с 7 октября 2023 года Яхья Синвара, главы Исламского движения сопротивления (ХАМАС) в секторе Газа, Мохаммеда «Дейфа» Диаба Ибрагима Ад-Масри, главнокомандующего военного крыла ХАМАС, и Исмаила Ханию, главу политического бюро ХАМАС. Эти преступления включают убийства, захват заложников, пытки, изнасилование и сексуальное насилие во время заключения.
Почему убийство Исмаила Хании — это значимое международное событие и что будет дальше
Заявив об убийстве Исмаила Хании 31 июля, движение ХАМАС уже возложило ответственность за это покушение на Израиль. Группировка заявила, что Хания был убит в Тегеране якобы «во время вероломного сионистского рейда». Официально Израиль пока не комментировал покушение на Ханию.
В то же время Муса Абу Марзук, член политического бюро ХАМАС, назвал убийство Хании «подлым поступком» и заявил, что оно «не останется безнаказанным».
Если к смерти Хании действительно причастна израильская сторона, то это будет «самой значимой операцией Израиля с 7 октября [2023 года, начала текущей войны с ХАМАС после нападения боевиков]», — пишет внешнеполитический аналитик CNN Барака Равид.
Хотя Хания имел не столько военное, сколько политическое влияние в ХАМАС, именно он отвечал за международные отношения группы и был ключевым собеседником с египетскими и катарскими посредниками по гипотетическому соглашению с Израилем относительно освобождения заложников и прекращения огня в Газе, сказал Равид.
«Его убийство будет иметь значительное влияние на эти переговоры», — добавляет аналитик.
Он также напоминает, что израильское правительство считает Ханию одним из ключевых лиц, ответственных за атаку ХАМАС 7 октября, а израильские власти пообещали охотиться на всех соорганизаторов того нападения, которое втянуло Ближний Восток в крупнейший конфликт за последние годы.
«Это убийство в определенной степени было лишь вопросом времени», — добавляет Барак Равид.
Ближневосточный корреспондент ВВС Хьюго Бачега также называет убийство Исмаила Хании «опасным развитием событий», ведь оно, по его словам, «возобновляет опасения относительно эскалации насилия на Ближнем Востоке».
Бачега подчеркивает насыщенный контекст событий: убийство произошло всего через несколько часов после того, как Израиль нанес удар по ливанскому Бейруту. Там была атакована база ливанского антиизраильского движения Хезболла, поддерживаемого Ираном. Израильские военные утверждают, что они убили старшего командира Хехболлы Фуада Шукра. Хезболла имеет на вооружении до 150 000 ракет и снарядов, поэтому ее реакция на эти события является «почти неизбежной», считает обозреватель ВВС.
Убийство Исмаила Хании приблизило регион к тотальной войне больше, чем что-либо ранее, добавляет в комментарии ВВС Надер Хашеми, профессор ближневосточных исследований в Джорджтаунском университете.
«Это серьезное событие, — убежден он, — Я думаю, что это также будет иметь влияние из-за событий в Ливане, поскольку всего за несколько часов до этого Израиль пытался убить высокопоставленного лидера Хезболлы в южном Бейруте, тогда как до сих пор рабочее предположение заключалось в том, что Иран и Хезболла не заинтересованы в эскалации».
Но убийство Исмаила Хании перевернуло эти расчеты, добавляет профессор. «Теперь Иран имеет все мотивы для того, чтобы попытаться эскалировать этот конфликт», — считает Хашеми.
До сих пор конфликт между Израилем и Хезболлой держался в основном в районах вдоль ливано-израильской границы. Но в аналитических кругах дискутировали об опасениях относительно того, что боевые действия могут перерасти в более крупный региональный конфликт с участием других поддерживаемых Ираном групп в регионе.
Вероятная ликвидация одного из лидеров Хезболлы и убийство главы ХАМАС «является тяжелым ударом» для этих радикальных движений, но также «повышает ставки для Ирана, который поддерживает обе группы», напоминает The Guardian.
Между тем министр обороны США Ллойд Остин уже прокомментировал новые риски нападения Ирана на Израиль и более широкого конфликта после убийства Хании. По его словам, Вашингтон поможет защитить Израиль, если страна подвергнется нападению с иранской стороны. В то же время он добавил, что приоритетом США остается деэскалация напряженности в регионе после ликвидации Хании в Иране.
«Мы не хотим, чтобы что-то подобное произошло [нападение Израиля на ХАМАС]. Мы будем усердно работать, чтобы убедиться, что мы делаем все, чтобы помочь снизить градус [напряжения] и решать проблемы через дипломатические встречи», — заявил глава Пентагона.
Остин подчеркнул, что не считает масштабную войну на Ближнем Востоке неотвратимой. «Я не думаю, что война неизбежна. Я придерживаюсь этого мнения. Я думаю, что всегда есть место и возможности для дипломатии», — заявил министр обороны США.