Красный ковчег. Как более 100 лет назад США депортировали обратно в Россию ее бывших граждан, имевших левые взгляды
21 декабря 1919 года состоялась самая многочисленная депортация эмигрантов в истории США. 249 уроженцев бывшей Российской империи отправили в большевистскую Россию за политические взгляды на пароходе Buford, который пресса окрестила Красным ковчегом.
В начале XX века в американском обществе царил страх красной угрозы, а некоторые политики и журналисты даже называли конкретную дату переворота вроде российского октябрьского — социалисты якобы готовили его на 1 мая 1920 года.
По стране прокатилась волна облав и арестов в профсоюзах и домах, где жили эмигранты. Иногда для ареста было достаточно лишь иностранного акцента или же высказываний относительно действий правительства. Архитекторами этих репрессивных мер стали генеральный прокурор Александр Митчелл Палмер и его молодой помощник министр юстиции Джон Палмер — по стечению обстоятельств он носил такую же фамилию.
Мир еще приходил в себя от последствий Первой мировой войны, а недавний большевистский переворот в России усилил ощущение политической нестабильности. Страха американцам добавили общенациональная пандемия смертельной испанки, ряд взрывов в жилых домах, теракты против политиков и рост рабочих беспорядков. И все это — на фоне инфляции, безработицы и простойных рабочих забастовок.
Правительство США усилило надзор за своими гражданами, а особенно эмигрантами, потому что боялось, чтобы русская революция не перекинулась на Северную Америку. Администрация президента Вудро Вильсона демонстрировала мизерную толерантность к любой критике правительственной политики военного времени, а недоверие к эмигрантам усиливало атмосферу тревоги.
Американцев всячески поощряли следить за соседями и стучать на них — чиновники объясняли, что это нужно для безопасности. В стране даже сформировали добровольные группы самообороны, нацеленные прежде всего на еврейских, немецких и итальянских эмигрантов. А пресса всячески подогревала антиэмигрантские настроения и пугала, что все беды — от чужаков.
В течение 1917−1918 годов администрация Вильсона приняла Закон о военных мерах, Закон о шпионаже и Закон о подрывной деятельности — акты, которые сделали возможным широкую слежку и преследование инакомыслящих или подозреваемых в подрывной деятельности. Статистика свидетельствует, что по одному только Закону о шпионаже было обвинено 2.168 человек и 1.055 осуждено.
О свободе слова уже и речи не было. Например, социалистку Роуз Пастор Стоукс осудили за шпионаж только потому, что она отправила письмо редактору газеты в Канзас-Сити, защищая свое право выступать против войны. А ее однопартиец Юджин Дебс, который пять раз баллотировался в президенты, сел за решетку на 10 лет за отказ от военной службы и критику высшего армейского руководства.