«Солдат Путина» на тропе войны. Чего потребует Кремль от Белоусова — обзор западных СМИ
Неожиданная кандидатура экономиста Андрея Белоусова на роль министра обороны России вместо Сергея Шойгу не оставила сомнений западным аналитикам: Кремль рассчитывает на длительную войну и будет стремиться развернуть военную экономику на полные обороты.
NV собрал комментарии западных СМИ о новых ротациях в силовых структурах РФ: выборе Белоусова министром обороны России и назначении Сергея Шойгу главой Совета Безопасности вместо Николая Патрушева, чья будущая роль пока неизвестна.
CNN называет замену «близкого соратника [Путина]» Сергея Шойгу на гражданского экономиста Белоусова «серьезной перестановкой в военном руководстве» РФ. Бывший министр обороны США Марк Эспер в комментарии CNN назвал кадровые изменения, которые сейчас проводит Путин, «важным» и «интересным» шагом.
«Главный сигнал, который сейчас поступает из Москвы, заключается в том, что Россия движется к военной экономике, — сказал Эспер. — Они на тропе войны». Бывший глава Минобороны США также напомнил, что под руководством Шойгу российское министерство обороны не впечатлило мировое военное сообщество: «Одно из разочарований относительно пребывания Шойгу на посту заключается в том, что мы думали, что российская армия — по крайней мере во времена моего пребывания в Пентагоне — мы думали, что они профессионализируются, что они модернизируют все свое оборудование, свою доктрину и то, как они тренируются и воюют. Но на самом деле мы не увидели этого на поле боя».
The Guardian характеризует ожидаемое назначение Белоусова как «неожиданное» и констатирует «самую значительную перестановку в военном командовании» РФ после вторжения в Украину. Издание напоминает о многолетней близости Шойгу к Путину и о том, что позиции министра обороны недавно заметно ослабли — особенно после ареста его заместителя Тимура Иванова.
Нынешняя же кадровая ротация формально перемещает Шойгу на должность, которая считается выше, чем его роль в Минобороны, однако обозреватели считают, что таким шагом Путин лишь позволил своему давнему союзнику «сохранить лицо».
Марк Галеотти, исследователь России и директор лондонской консалтинговой компании Mayak Intelligencе, считает, что для Путина сейчас действительно имеет смысл назначение вместо Шойгу «экономиста, который говорил о необходимости фактически подчинить большую часть экономики потребностям оборонного сектора». «Сейчас это, по сути, работа финансового администратора, и Белоусов способен ее выполнять», — оценивает Галеотти роль министра обороны РФ на текущем этапе войны.
В материале напоминается, что в течение последних двух лет Россия значительно нарастила военное производство, причем общие расходы на оборону выросли примерно до 7,5% ВВП.
Бывший чиновник оборонной отрасли, работавший с Шойгу, на условиях анонимности отметил: «Кремль хочет, чтобы министерство возглавил экономист, который знает, как оптимизировать его деятельность. Министерство обороны должно быть эффективным и хорошо управляемым, тогда как фактические решения на поле боя остаются за военными».
The New York Times отмечает, что выбором в пользу Белоусова Путин «показал свою решимость поставить военные усилия России на экономически устойчивую основу». А Сергея Шойгу диктатор, очевидно, стремится удержать в своем ближайшем окружении. Хотя должность руководителя Совета Безопасности предоставит Шойгу мало прямых полномочий, одновременно сохраняя за ним близкий доступ к Путину.
Кадровые ротации NYT называет «редкой перезагрузкой» в системе Путина, «который старается избегать поспешных изменений, поскольку они могут ознаменовать поворотный момент в более чем двухлетней войне России против Украины». Сейчас же, назначив экономиста руководить Минобороны, Путин «молча признал важность промышленной мощи для любой военной победы».
Шойгу был «слишком масштабной фигурой, чтобы пасть», считает Александр Баунов, старший научный сотрудник Евразийского центра Carnegie Russia. Но на своей новой должности, добавил он, Шойгу останется «без реальных руководящих полномочий и без кассы».
NYT обращает внимание и на возможное изменение статуса Патрушева — сторонника жесткой линии Кремля с КГБ-прошлым, который долгое время считался членом ближайшего окружения Путина.
The Washington Post пишет, что выбор Белоусова вместо Шойгу «показал желание Путина получить такого главу Минобороны, который бы установил жесткий контроль над гигантским увеличением военных расходов для финансирования жестокой войны России против Украины» и был бы способен обуздать повсеместную коррупцию в российском Минобороны. WP напоминает, что именно последствия коррумпированности российских вооруженных сил были одной из причин провалов российских войск в начале вторжения.
Издание также обращает внимание на время, которое Кремль выбрал для объявления важных кадровых перестановок — вечером в воскресенье, в конце четырехдневных выходных в РФ (из-за празднования Дня победы). Поэтому тайминг этих новостей был «тщательно выверен так, чтобы это не воспринималось как тектонические изменения на фоне длительной войны в Украине и не сигнализировало бы о замене Шойгу как о понижении его в должности», пишет WP.
«В течение многих лет ходили слухи, что Шойгу может быть потенциальным преемником Путина, но он также столкнулся с резкой критикой из-за катастрофических неудач военных после вторжения в Украину в феврале 2022 года», — добавляет издание, напоминая, что одним из самых резких критиков Шойгу был погибший в странной авиакатастрофе Евгений Пригожин.
WP акцентирует и на том, что особое внимание теперь приковано к будущей должности Патрушева — «влиятельной фигуры, которая, по широкому убеждению, обладает наибольшим влиянием после самого Путина». О будущей судьбе Патрушева пришлось строить догадки даже прокремлевским политологам, среди которых Сергей Марков: «Никто не знает, что происходит с Патрушевым. Ходят слухи, что его могут назначить главой Администрации президента; или, возможно, его уволили», — сказал Марков, добавив, что факторами отстранения также могут быть возраст Патрушева (72 года) и состояние его здоровья. Марков добавил, что решения Путина о кадровых перестановках принимаются в условиях полной секретности и не исключил, что Патрушев мог «превысить свои полномочия».
В то же время Татьяна Становая, основательница политической консалтинговой компании R. Politik (базируется во Франции), предположила, что «под Патрушева, кажется, будут создавать что-то новое». Тогда как Совет Безопасности России, главой которого назначили Шойгу, «становится резервуаром для путинских „бывших“ ключевых фигур — кого никак нельзя отпускать от себя, но уже и пристраивать некуда», отметила Становая.
Андрея Белоусова WP описывает как «опытного экономиста, который считается членом ближайшего окружения Путина», был помощником диктатора и занимал ключевые экономические должности в течение нескольких десятилетий. «Белоусов сделал себе имя как сторонник «выжимания» средств у крупнейших прибыльных госпредприятий — горно-металлургических гигантов — для увеличения государственных резервов.
«Я думаю, смысл его [назначения] в том, чтобы тот изыскивал ресурсы, необходимые для затяжной войны. Белоусов — известный сторонник мобилизационной экономики в духе „все для фронта, все для победы“. Ситуацию в хозяйстве он знает хорошо, поэтому утаить что-то от него его гражданским коллегам будет тяжело», — приводит WP мнение Аббаса Галлямова, спичрайтера Путина в 2008 — 2010 годах и политического консультанта Кремля до 2018 года.
В то же время российский экономист Константин Сонин, профессор Чикагского университета и яростный критик режима Путина, назвал новые кадровые ротации силовиков в РФ «прекрасной иллюстрацией нашей теории «дегенеративной автократии». «Дела идут не по плану Путина, но он будет бесконечно вращать одну и ту же небольшую группу лоялистов. Путин всегда боялся приводить на руководящие должности новых людей — даже в лучшие времена это были ничтожества без собственных перспектив. А под конец его правления — тем более», — считает Сонин.
Financial Times подчеркивает, что Белоусов «скроен из другого полотна», чем Шойгу, который в роли министра в последний раз появился на публике на параде 9 мая в Москве — в генеральской форме с медалями. «Экономист с советским образованием, Белоусов ни дня не служил в армии, но служил Путину на разных должностях как гражданский советник по экономике», — пишет издание.
По мнению источников FT, которые хорошо знают обоих российских чиновников, неожиданный выбор Путина в пользу Белоусова в роли министра обороны свидетельствует о том, что хозяин Кремля стремится к «серьезным изменениям» в том, как РФ ведет свое вторжение в Украину.
Назначение Белоусова, поборника государственной промполитики и технократа без собственных рычагов власти, свидетельствует о том, что Путин хочет ближе контролировать рекордные расходы России на оборону в размере 10,8 трлн долларов, говорят собеседники, знакомые с Белоусовым. «Это будет очень отличаться от того, что мы имеем сейчас в Минобороны. Шойгу и все вокруг него были действительно „коммерческими“ ребятами», — цитирует FT человека, который десятилетиями знаком с Путиным и Белоусовым. «Белоусов не будет притворяться, что возглавит армию как генерал со всеми этими медалями. Он трудоголик, технократ […] и Путин очень хорошо его знает», — добавил собеседник.
«Он не глупый. У него математический склад ума, но менталитет достаточно советский. Он имеет дурацкое представление о справедливости: если кто-то зарабатывает много денег, то вы должны их забрать. Как по мне, это немного похоже на Китай», — сказал FT бывший высокопоставленный чиновник Кремля.
Когда Белоусов пришел на государственную службу, «солдат Путина» победил в нем макроэкономиста, говорит о преемнике Шойгу российский экономист-эмигрант Константин Сонин, который находится в розыске российского правительства за критику Кремля и знаком с Белоусовым более 20 лет.
Александра Прокопенко, бывшая чиновница российского Центробанка, считает, что после назначения Белоусова правительство и Минобороны будут теснее координировать расходы. «При Шойгу выглядело так, что Сергей Кужегетович [Шойгу] просто заходил в кабинет и выходил с наличкой», — говорит Прокопенко. Белоусов, по ее мнению, на этой должности будет другим. «Но военные расходы могут вырасти, а не уменьшиться. Белоусов является известным сторонником роли промышленности в экономике, поэтому он выступает за накачку экономики наличкой через оборонный сектор», — отмечает она.