Российское вторжение в Украину. Что и как происходит в районах боевых столкновений — военный эксперт
Военный эксперт Олег Жданов ответил на вопросы НВ и предложил объяснение, как именно происходит российская агрессия против Украины.
— Как вы можете оценить характер боевых действий, атак, ударов со стороны России, о которых известно?
Удары идут со всех сторон, в том числе с воздуха. Они пытаются высадить десант. Я так понимаю, есть небольшое проникновение боевых групп РФ для захвата ключевых объектов инфраструктуры. К примеру, Новая Каховка. Это постройка Северо-Крымского канала. Она захвачена российскими военными. В Гостомеле высадился российский десант и сейчас идет бой. Возле Киева летают вертолеты. В Межигорье сбит боевой вертолет России К52. Россия пытается создать картинку, что напала сразу со всех сторон и всеми своими вооруженными силами. Плюс дезинформация, идущая со стороны Российской Федерации. Это максимальное устрашение нашего руководства и Украины в целом, чтобы мы согласились на капитуляцию.
— Какое вооружение используют россияне?
Любое вооружение. И речь идет о современном вооружении, например, танках Т-90. Все новые, без опознавательных знаков, заходили на территорию Украины. Были такие сообщения. Насчитали достаточно большое количество танков, двигающихся вглубь нашей территории. Плюс Россия использует крылатые ракеты. Напомню, что в Беларусь вошла бригада «искандеров» для участия в «учениях». В Белгородской области еще есть бригада искандеров, и есть еще ракеты на кораблях черноморского флота, который сосредоточен в акватории Черного моря недалеко от Крыма.
Есть штурмовая авиация армейская, семь самолетов которой мы сбили уже в зоне ООС. И там наносится мощнейший удар, потому что там сосредоточено больше всего вооруженных сил, а одна из задач, поставленных Путиным своим войскам, — это освободить территории всех республик до, как они считают, административных границ областей. Но как я понимаю, если они прорвут нашу оборону, то они уже на областях не остановятся, а будут идти, сколько им хватит сил.
— Каковы краткосрочные и долгосрочные целые тактики кремлевской операции?
Долгосрочных целей я не вижу, потому что я не вижу войска для, скажем, второго этапа наступления. Второго эшелона нет, резерва нет. Есть войска, которые он сосредоточил и ввел в бой. Потому я думаю, что это краткосрочная операция. Именно по устрашению. Кстати, сегодня уже раздавались заявления от Лукашенко, что он готов предоставить площадку для подписания условного Минска-3. И есть информация, что Песков тоже говорит о переговорах. Раз они заговорили о политических переговорах, значит, сил и средств для дальнейшего ведения боевых действий против Украины нет или они заканчиваются.
— Вы упомянули о дезинформации как одной из стратегий. Расскажите об этом подробнее. Что следует об этом знать?
Эта армия ботов, которая есть в социальных сетях. Кстати, если вы обратили внимание, они «не кладут» интернет и не атакуют социальные сети. Да, они атакуют сайты наших госучреждений. Но сеть «не кладут». Для того чтобы паника и обмен информацией между населением происходил как можно быстрее, активнее и на всю страну. Это тоже составляющая психологической операции, сопровождающей военную. Постоянно появляются фотографии, где есть российская техника, доехавшая до определенного населенного пункта, например. Они стараются максимально запугать население.
— Как следует, по-вашему, действовать гражданскому населению?
Думаю, что тот, кто серьезно отнесся к предварительной информации, собрал тревожный чемоданчик, определился, куда с ним пойдет — в военкомат или территориальную оборону, или будет эвакуироваться, то в соответствии с этим и нужно действовать.
Районы, где наносятся ракетные удары, это районы воинских частей и военных объектов. А по другим они не будут бить. Им не нужно слишком раздражать гражданское население и настраивать против себя. Поэтому вряд ли будут удары по жилым массивам. Это разве что в крайнем случае, если они будут проигрывать.
Желательно не находиться на открытой местности. Следует пытаться прижаться к каким-нибудь сооружениям. Чтобы в случае подрыва не задели осколки. Ну и стараться не выходить лишний раз из дома и действовать согласно тому решению, которое каждый человек принял для себя.
— Учитывая карту ударов, каков смысл и логика эвакуации?
Смысла особенного нет, они в целом не наносят урон гражданскому населению. То есть нет такой цели, чтобы убить как можно больше людей. Нет. Они валят по вооруженным силам и призывают их прекратить сопротивление. Это первый момент. Второй — судя по тому, что применяются ракетные войска, и возможно еще применение авиации, если им удастся полностью подавить нашу систему ПВО… В настоящее время она работает и сбивает наводящие эти ракеты БПЛА. Хочу заметить, что если ракеты достают до любой точки Украины, то смысла эвакуироваться нет. Плюс наши соседи-европейцы уже предали нас. Они обеспокоены, и, может, еще сегодня вечером только будут обсуждать санкции. Я хочу подчеркнуть, что границы Европы закрыты для нас в ближайшее время. Что будет дальше — посмотрим. Мы остались один на один с двумя странами. Замечу, что мы сражаемся с двумя странами, ведь белорусские войска замечены вместе с российскими, когда входили с границы Беларуси.
— Как следует реагировать Западу?
Если Запад будет медлить, то welcome to третья мировая война. Потому что на Украине Путин не остановится, а пойдет дальше. В его планах это границы России в пределах Советского Союза. Это первый этап обновления империи. И, к слову, страны Балтии тоже входят в этот план. Когда-то они уже озвучивали эту операцию с отсечением стран Балтии от материковой Европы с обоих сторон — Беларуси и России. Окружение и принуждение к сдаче. А судя по реакциям, я вижу, что НАТО вообще не готово воевать. Если мы устоим, то этой долгосрочной цели не будет, мы ее сломаем.
У нас единственный шанс — выстоять. Или мы возвращаемся в Советский Союз и скатываемся на уровень российской империи. Будут репрессии всех активистов, патриотов и серьезные чистки.