«Православные на всю голову». Хватает 10 буйных, которые кошмарят нормальных нардепов — Соня Кошкина о процессе «запрета» Радой УПЦ МП
Шеф-редактор интернет-издания LB.ua Соня Кошкина в интервью Radio NV — о том, почему в Верховной Раде нет голосов для запрета религиозных организаций, аффилированных с государством-агрессором; о «слугах народа», среди которых есть «православные на всю голову» и потерянном монобольшинстве.
— Начну с главы Верховной Рады Руслана Стефанчука, который сказал: «Парламент — это механизм, который принимает решения коллективно. И мне кажется, что пока нет 226 голосов вокруг такого важного законодательного акта. Выносить его в зал, проваливать для того, чтобы просто порадовать РФ — это просто бессмысленно; и юридически, и политически безответственно». Знаю, что вы замеряли «температуру» в парламенте по этому вопросу. Какие мотивы у депутатов, которые по сути поддерживают то, что раньше называлось Московским патриархатом, а потом сократило это название до трех букв — УПЦ?
— Украинская православная церковь действительно очень не любит, когда их называют Московским патриархатом, но на самом деле, с точки зрения канонического права, которому подчиняется абсолютно все мировое православие, УПЦ остается церковью Московского патриархата и остается частью «матушки-церкви» — Русской православной церкви.
Относительно ситуации в парламенте. Сразу хочу расставить точки над «і». На LB.ua вышел большой текст моего авторства о том, как все происходит на самом деле, и почему президент Зеленский инициировал законопроект, который бы существенно ограничил деятельность УПЦ МП в Украине еще в конце прошлого года.
В мае ожидалось, что он будет принят. Сейчас заканчивается сентябрь и воз по сей день там.
Во-первых, речь идет не о запрете деятельности конкретной религиозной организации, которая называется УПЦ МП. За все годы независимости в Украине никогда не была запрещена на законодательном уровне любая религиозная организация, даже Белое братство. Мы секулярное государство (церковь отделена от государства) и это запрещено Конституцией, это абсолютно немыслимо.
Но если мы почитаем название закона, то в заголовке говорится, что речь идет о существенных ограничениях (фактически запрет) деятельности религиозных организаций (не только УПЦ МП), которые аффилированы с РФ, которая, согласно украинскому законодательству, признана государством-агрессором. То есть, если есть аффилированность с государством-агрессором, то это означает, что деятельность этой религиозной организации запрещается.
И, конечно, речь идет прежде всего об УПЦ МП, но не только. То есть под этот закон будут подпадать все, кто будет как-то связан с Россией и занимается религиозными вопросами.
Вопрос затягивается. Вопрос, действительно, очень щекотливый.