«Это не ИПСО России». Почему Ермака все чаще критикуют в западной прессе и сможет ли Зеленский от него избавиться — интервью с Рейтеровичем
Украинские чиновники обеспокоены тем, что президент Владимир Зеленский становится все более зависимым от главы Офиса президента Андрея Ермака. Об этом говорится в материале The Times.
Так ли это на самом ли деле и какие риски несет подобная ситуация, в интервью Radio NV рассказал политолог Игорь Рейтерович.
— В последнее время чуть ли не каждую неделю, а может даже несколько раз в неделю, мы читаем в западной прессе критику в адрес главы ОП Ермака. В британском издании The Times пишут, что он стремится к все большей власти. Есть уже реакция самого Офиса президента. Там сказали, что это все очередная российская ИПСО или очередные попытки подорвать государственную власть в Украине. Что вы об этом думаете? Возможно, действительно Россия так активно старается на Западе?
— Я не думаю, что Россия имеет влияние, например, на журналистов, которые работали, в частности, в Украине, как в случае с этой статьей, возглавляли департаменты, которые пишут о внешней политике, и, кстати, чрезвычайно положительно были настроены к поддержке нашего государства. То есть они категорически не воспринимают российскую агрессию, выступают против этого, тем не менее, пишут какие-то критические вещи в отношении отдельных представителей украинской власти.
Поэтому это явно не российское ИПСО. И попытки все это переложить на «происки» врага — это очень слабая позиция.
Что мы на самом деле видим? Мы видим, что в странах, которые являются партнерами и союзниками Украины, все более четким становится понимание об определенной дисфункциональности и искривленности той структуры власти, которая сегодня существует в Украине. И если, например, в 2022-м, частично — в 2023-м году это воспринималось, не скажу, что как норма, но по крайней мере на это закрывали глаза, учитывая обстоятельства начала широкомасштабной войны и необходимость консолидации, определенной концентрации власти, то в 2024-м это все воспринимается совсем по-другому.
Я думаю, что, кстати, появление этих статей еще обусловлено другим фактом. Он был упомянут в статье, но его упоминали и другие журналисты. Видимо, у наших партнеров начали возникать определенные трудности по прямой коммуникации с президентом Украины или с теми людьми, которые, согласно Конституции и законам Украины, должны отвечать за определенные сферы и направления. И они отсутствие этой коммуникации очень хорошо заметили. То есть она, как было написано в этой статье, замкнута фактически на одного человека; и этим человеком является господин Ермак.
И это не может не волновать, в частности, наших партнеров. Потому что тогда складывается очень странная ситуация. С одной стороны, Украина просит о помощи — абсолютно адекватно и аргументированно. Но с другой стороны, эти вопросы не могут обсудить с теми, кому предоставлен представительский мандат, кто должен эти вопросы решать, при чем делать это частично публично. Я имею в виду президента, народных депутатов и даже членов нашего Кабинета министров, которые назначены были Верховной Радой, и должны этими вопросами заниматься.
Когда [партнеры] видят, что все замыкается на очень [ограниченном] количестве людей или вообще на одном человеке, то это не может не вызывать беспокойства. В том числе и в контексте контроля тех средств, которые выделяются на поддержку нашей страны, и в контексте различных практик, которые я не буду называть коррупционными, потому что надо иметь определенные доказательства, но как минимум они являются неформальными и такими, которые не прописаны в действующем украинском законодательстве.
Поэтому это не ИПСО. Это просто абсолютно адекватная ожидаемая реакция наших партнеров на определенные вещи, которые они не понимают и которые они не хотят принимать. Потому что это не соответствует их видению, как должна развиваться демократическая страна, в частности во время широкомасштабного российского вторжения.
— Приведу тезисы из этой публикации. Во-первых, говорится о жажде власти со стороны Андрея Ермака. Автор, между прочим, это глава международного отдела издания и бывший корреспондент The Times в Киеве Максим Такер. Он пишет о том, что высокопоставленные чиновники, военные и дипломаты, которые общались с автором публикации анонимно, выразили тревогу относительно того, что растет зависимость президента от Ермака, которого, в свою очередь, обвиняют «накоплении личной власти и узурпации демократических процессов». И некоторые источники охарактеризовали Ермака как фактического главу государства и вице-президента Украины. О вице-президенте Украины, будем откровенны, часто так шутят в отношении Ермака. И также об этом говорят послы стран Большой Семерки, пишет автор, которым вместо того, чтобы устраивать встречи с Зеленским, часто устраивали встречи только с Ермаком. Возможно, таким образом партнеры пытаются что-то сказать Владимиру Александровичу, кто знает?